Государственный и муниципальный кредит: значение понятий, правовое регулирование и управление долгом

Одним из способов уменьшения дефицита в бюджете и контроля финансового состояния является государственный и муниципальный кредит. Эта разновидность отношений относится к числу правовых и контролируется посредством общефедеральных и местных законодательных актов. Исходя из того, какой кредитной политики придерживается страна, возникает ее государственный долг.

Что такое государственный и муниципальный кредит

Категория денежных отношений между страной и людьми или компаниями, когда государство выступает в роли кредитора либо заемщика, называют государственным кредитом. Субъектами взаимодействия являются госорганизации разного уровня и физические лица (граждане) или юридические (предприятия).

Общая характеристика кредита подразумевает:

  • добровольное вступление во взаимоотношения — стороны сами принимают решение, заключать ли им договор;
  • заемные деньги возвращаются с процентами;
  • срочный характер и целевое назначение;
  • публичность.

Сущность и значение таких отношений в том, что муниципалитет или государство берет деньги взаймы, но при этом диктует кредитору условия, сроки и особенности возврата займа. Госструктуры могут быть также заимодавцами.

Такой вид кредита выполняет следующие экономические функции:

  • регулирует финансовое взаимодействие между страной и субъектами;
  • контролирует расходование по целям;
  • вторичное распределение полученных доходов.

Существует несколько форм госзаймов. По сроку действия они бывают краткосрочными (максимальный срок выдачи не превышает 1 года), средней продолжительности (кредит дается на срок до 1 года до 5 лет) и длительными (срок погашения составляет от 5 до 30 лет).

По праву выпуска различают займы, выпускаемые российским правительством и территориальными образованиями.

Кроме того, госкредиты бывают внутренними или внешними. Различают несколько внутренних форм:

  1. Превращение части вкладов жителей страны в государственный заем. Это значит, что банки предоставляют деньги в долг государству из заемных средств, то есть из депозитов граждан. В этом случае финансовые учреждения играют роль посредников между государством и своими вкладчиками, причем последние не ставятся об этом в известность.
  2. Заем денег из внутреннего ссудного фонда государства. При этом правительство страны одалживает деньги в Центральном Банке и пускает их на погашение дефицита средств в бюджете и покрытия своих долгов за прошлые периоды.
  3. Казначейские ссуды — разновидность кредитов, для которых используют бюджетные деньги.
  4. Займы, выпущенные региональными властями, возврат которых обеспечен государством.

Привлекаются также свободные деньги частных лиц и предприятий. Деньги получают путем выпуска и продажи населению ценных бумаг.

Правовые основы государственного и муниципального кредита

Госкредит как вид финансовой деятельности имеет самостоятельные правовые основы. Вместе с налогами он служит для обеспечения равновесия между доходами и расходами госбюджета.

Урегулирование этого вида кредита происходит на государственном уровне, в процессе принимают участие организации, имеющие на то специальные полномочия. Все участники процедуры кредитования и контроля за ее проведением являются субъектами права.

Государственный кредит отличается от банковского как с юридической, так и с материальной точки зрения:

  1. При выдаче госкредита главенствующую роль всегда играет государство, независимо от того, в какой роли оно выступает.
  2. Государство берет долгосрочные денежные займы у населения и при этом не предоставляет никакого обеспечения или залога.
  3. В экстренных случаях используется принудительное вовлечение граждан — такое случается в военное время.

В результате финансово-правового взаимодействия образуется внутренний или внешний долг — в него входят все непогашенные обязательства и невыплаченные по ним проценты.

Правовое регулирование

Получение и выдача госкредита базируется на статьях Конституции. Важное значение имеют следующие пункты:

  1. Статья 71 п. Ж — регулирование процедуры находится в ведении государства.
  2. Статья 75 ч. 4 — выпуск госзаймов контролируется законом, покупка ценных бумаг происходит на добровольных началах.
  3. Статья 104 ч. 3 — необходимо заключение правительства относительно законов о финансовых обязательствах страны.
  4. Статья 55 ч. 3 — федеральный закон может ограничивать права отдельного человека в интересах защиты безопасности других граждан и сохранения конституционного строя в стране.

Часть вопросов в области госкредитов регулируется Бюджетным Кодексом РФ. Этот документ определяет:

  • сущность и формы государственного долга;
  • методы управления;
  • алгоритм его обслуживания;
  • максимально возможные размеры выданных средств;
  • гарантии со стороны правительства;
  • алгоритм предоставления РФ займов иным странам и контроль за выплатой их долга России.

Среди других нормативных документов, регулирующих этот вопрос, важны следующие:

  • ежегодные законы о бюджете, принятом в Российской Федерации на текущий год;
  • Налоговый Кодекс РФ — контролирует вопросы налогового права при обращении;
  • Гражданский кодекс России — регулирует договор займа;
  • нормативно-правовые документы о правилах обращения государственных ценных бумаг № Э9-ФЗ и № 136-Ф3;
  • акты федеральных органов исполнительной власти — приказы Минфина РФ;
  • местные нормативно-правовые документы, которые издают органы региональной власти.

Взаимодействие между странами регулируется международными актами и нормами.

Понятие и формы государственного долга

Под госдолгом РФ понимают совокупность обязательств страны перед предприятиями, населением, иными державами. Сюда же входят обязательства по гарантиям. Это прямое следствие кредитной политики страны.

Все факты займов фиксируются в долговой книге, которую ведет Минфин РФ. Порядок ее заполнения и ведения описан в соответствующей инструкции.

Кроме государственного долга, существует понятие субфедерального — он включает в себя обязательства, взятые на себя администрацией отдельного региона.

Существует несколько видов государственного долга. По валютным активам различают:

  • внешний долг в денежных единицах другой страны;
  • внутренний в собственной валюте.

По срокам погашения выделяют 3 формы:

  • краткосрочный — погашение долга в течение года;
  • среднесрочный — от 1 до 5 лет;
  • долгосрочный — до 30 лет.

Муниципальные обязательства не могут продолжаться более 10 лет.

По уровню бюджета существуют:

  • долг со стороны РФ;
  • обязательства отдельных субъектов страны;
  • муниципальные задолженности.

Управление государственным и муниципальным долгом

Задачами управления госдолгом являются:

  • оптимизация расходов, которые возникают при обслуживании;
  • разработка и осуществление мер, которые приведут к погашению долга;
  • разработка и применение инструментов, которые обеспечат устойчивость финансовой системы;
  • улучшение условий кредитования для обеих сторон договора.

Основными методами управления являются:

  • принятие мер по досрочному погашению государственных обязательств;
  • разработка программ рефинансирования — новый долг погашает старый;
  • реструктуризация задолженности — внесение изменений в существующие условия кредитования;
  • погашение обязательств государства невалютными активами;
  • унификация или оптимизация кредитной задолженности — объединение нескольких обязательств в одно;
  • дефолт — временный или постоянный мораторий на возвращение заемных средств;
  • аннулирование кредитных обязательств — отказ одной из сторон договора от выполнения своих обязательств;
  • списание части задолженности с согласия кредитора.

Государственный долг может быть пролонгирован, то есть срок действия обязательств продлевается. Эта процедура регулируется действующими законами РФ и международными правовыми актами. Возможна замена одного кредитора другим — переуступка права. При этом государство может продать третьим лицам свою дебиторскую задолженность.

Оцените статью
Sberex.ru
Добавить комментарий