В России до сих пор не создана культура «пенсионного планирования» — очень маленький процент населения сейчас копит на пенсию. Не потому, что у населения нет на это «лишних» средств, а потому что большинство граждан привыкло надеяться на государство. И отмени сейчас государственную пенсию, большинство пенсионеров останется попросту без источников финансирования, считает Алексей ФИЛИППОВ, кандидат экономических наук, исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда «Образование».
Сегодня в Пенсионный фонд России отчисляется 22% от фонда оплаты труда, из которых 16% идет в страховую часть, 6% — в накопительную. Правительство решает перевести 6% из накопительной части в страховую и говорит, что от этого пенсия граждан увеличится. Проверить это на цифрах нельзя до наступления у каждого гражданина пенсионных оснований, поскольку неизвестна стоимость одного балла, в которых с 2015 года будет рассчитываться трудовая пенсия (та самая страховая часть). Но мы все понимаем, что увеличение реальных выплат (с учетом инфляции) возможно только в случае, если стоимость одного балла будет расти быстрее, чем пенсионные накопления, которыми управляют негосударственные пенсионные фонды. То есть если Пенсионный фонд России, имеющий более чем триллионный дефицит, пойдет на дальнейшее увеличение расходов при тех же доходах, тогда через несколько лет годовой дефицит достигнет 1,5 трлн. рублей. Дальше – больше. Реален такой сценарий развития событий? Да, но это уже пирамида, которая когда-нибудь рухнет.
В итоге средства накопительной части пенсии – реальные деньги, которые управляются понятным образом, прирастают ежегодно на понятную величину, и сохранность которых сейчас гарантируется системой страхования, аналогичной банковской. Страховая часть – не более чем баллы, стоимость которых определяет государство при наступлении пенсионных оснований в зависимости от макроэкономической ситуации в стране.
Более того, немаловажно знать и помнить, что переведенная в негосударственные пенсионные фонды накопительная часть, в отличие от страховой, наследуется.
Отчисления на страховую часть пенсии нужны, но их доля должна постепенно сокращаться. В России до сих пор не создана культура «пенсионного планирования» — очень маленький процент населения сейчас копит на пенсию. Не потому, что у населения нет на это «лишних» средств, а потому что большинство граждан привыкло надеяться на государство. И отмени сейчас государственную пенсию, большинство пенсионеров останется попросту без источников финансирования.
С другой стороны собственники предприятий, предприниматели не готовы сейчас брать на себя ответственность за формирование пенсии для своих работников в добровольном порядке – и пенсионная культура не сформировалась, и экономика не позволяет. Поэтому альтернативы обязательным отчислениям на формирование пенсии в настоящее время нет.
Система формирования пенсии должна быть стабильной, понятной и прозрачной. С этой точки зрения лично меня как руководителя НПФ полностью устраивала система формирования пенсий, введенная с 2002 года и действующая до 2014 года. Сейчас в сфере пенсионной системы слишком много вопросов и складывается ощущение, что реформа пенсионной системы не завершена.
Естественно, фонд фонду рознь. В целом система сформировалась, риски потерь невелики, процедура акционирования и вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений пойдут рынку НПФ на пользу. Я представление о качестве работы НПФ как руководитель фонда и как рядовой клиент НПФ формирую через информацию о нем и результатах его работы. Если нет достаточной информации о фонде, значит, организация может что-то скрывать, есть какие-то вопросы по ее деятельности. Еще хуже, когда тот или иной фонд распространяет недостоверную информацию о себе или других участниках рынка — это признак непорядочности, желание ввести аудиторию в заблуждение, не имея на то объективных причин.
Если Вы решите в этом году перевести свою накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд, Ваши риски равны нулю: средства будут переведены только после акционирования выбранного Вами НПФ и вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений. Это 100-процентная надежность. При заключении договора рекомендую обратить внимание на доходность (причем нужно брать в расчет показатели нескольких последних лет, так как в показателе доходности важна стабильность) и доступность. Например, НПФ работает на базе одноименной банковской структуры, которая есть в любой точке России. А документы на выплату принимают только в Москве. Поэтому, выбирая фонд, нужно понять, как строится его работа. Есть фонды, где документы на выплаты принимают в любой точке присутствия.
Сейчас растет популярность договоров о негосударственном пенсионном обеспечении (дополнительная пенсия), как среди рядовых граждан, так и среди руководителей предприятий. Здесь, помимо доходности и доступности фонда, надо учитывать удобство самой пенсионной программы и, конечно, размер и надежность фонда. Здесь я бы советовал выбирать фонд из ТОП-50 по размеру собственного имущества и с устойчивой динамикой развития.
Сейчас функция регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов перешла к Центральному банку. Поэтому, думаю, года через два вопросы о качественной работе НПФ будут возникать редко.
Автор: Алексей ФИЛИППОВ , НПФ «Образование»