Ожидания сворачивания программы стимулирования ФРС толкают процентные ставки вверх — не только за рубежом, но и в самих США. Несмотря на то, что происходящие изменения могут замедлить темпы роста США и Китая, в перспективе они подготовят крупнейшие экономики к менее волатильному и более долгосрочному росту. Самые большие потери при этом будут нести развивающиеся рынки и производители сырья — их темпы роста поддерживались мягкой монетарной политикой США и спросом со стороны Китая. Кроме того, могут пострадать экономики, имеющие потребность в дешевых деньгах и слабых национальных валютах, в том числе страны еврозоны.
Как отмечается в отчете Credit Suisse Group, в 2013 году разрыв между темпами роста развитых и развивающихся стран будет близок к 10-летнему минимуму — 4%. В свою очередь, экономисты Morgan Stanley и Citigroup сократили прогнозы по темпам роста развивающихся стран и улучшили прогнозы для промышленно развитых стран. Как отмечают экономисты Morgan Stanley, новые условия ставят под удар некоторые развивающиеся страны, в особенности Бразилию, Мексику, Южную Африку, Турцию и Украину. Эти страны в первую очередь пострадают от внезапного прекращения притока капитала.
Несмотря на это, многие мировые политические деятели давно ожидают подобного развития событий — из-за опасений в отношении «легких» американских денег, чрезмерно высокого уровня спроса со стороны Китая и тревожности в отношении Японии. На следующей неделе министры финансов 20 стран соберутся в Москве, чтобы обсудить и оценить перспективы экономического роста.
Как отметил экономист лондонского Berenberg Bank, постепенный разворот к более сбалансированному сценарию развития мировой экономики в среднесрочной перспективе будет иметь скорее положительные, чем негативные последствия.
Основной источник беспокойства — это заявления главы ФРС Бена Бернанке (19 июня) о возможном сворачивании программы количественного смягчения ФРС уже в этом году. Начиная с 22 мая, когда впервые было заявлено о сокращении QE, доходность по казначейским обязательствам США выросла до 2,64% (по состоянию на 8 июля).
По словам эксперта Wells Capital Management, рост доходности по долгосрочным долговым обязательствам отображает укрепление позитивных ожиданий инвесторов относительно американской экономики. Как рассказали в компании, начиная с 1967 года, каждый раз, когда доходность по 10-летним облигациям была ниже 6%, любой рост был связан с улучшением ожиданий инвесторов.
Но все не так хорошо в других странах — ведь рост стоимости заемного капитала касается даже тех рынков, которые не могут справиться с более жесткими условиями кредитования. Этот разрыв уже нашел отображение в фондовых индексах: начиная с 22 мая, S&P 500 потерял 0,9% стоимости, тогда как MSCI World Index — 3,7%.
Как отметили в лондонской компании HSBC Holdings Plc, от нежелательного роста доходности по долговым бумагам могут пострадать такие страны, как Великобритания, Россия и страны, находящиеся на периферии еврозоны. 22 мая доходность по 10-летним долговым обязательствам Испании выросла до 4,68% (с 4,18%), несмотря на сокращение темпов роста экономики, которое продолжается уже седьмой квартал подряд. На прошлой неделе резко выросла доходность по бумагам Португалии — выше 8%. 24 июня доходность по 10-летним облигациям Великобритании выросла до 2,59%, что стало максимальным за период с 2011 года показателем. Происходящее не лучшим образом отобразится на этих странах: правительствам будет сложнее обслуживать свои долги, а потребителям и компаниям станет сложнее получить доступ к кредитным средствам.
Как считают в HSBC Holdings Plc, неожиданный рост доходности по облигациям может и не быть признаком начинающегося восстановления, зато вполне может отправить некоторые страны на обочину мирового экономики.
Перспективы сокращения стимулирования ФРС оказывают негативный эффект и на развивающиеся рынки. Как отмечают в лондонской Citigroup, особенно подвержены этому влиянию экономики, которые на фоне дешевых денег нарастили дефициты счетов текущих операций и увеличили долговой дисбаланс. Если не считать Китай и страны Среднего Востока, дефицит текущих счетов развивающихся стран вырос до 2% ВВП, что стало максимальным за период конца 90-х показателем.
Как считают в UBS AG, особо подвержены негативным тенденциям будут компании и страны, которые производят сырьевые и строительные материалы. Более 80% экспорта, который поступает в Китай из России, Бразилии, Австралии, Канады и Индонезии, используется для внутренних потребностей Поднебесной. В UBS отмечают, что замедление темпов роста китайской экономики окажет значительное влияние на производителей сырья и ценные бумаги развивающихся стран. Об этом 9 июля пишет информационное агентство Bloomberg.
Эти новости тем более не самые хорошие для российского фондового рынка. Последний и так находится не в лучше форме, даже по сравнению с другими развивающимися странами.
«Нынешнее состояние российского фондового рынка характеризуется глубокой, затяжной стагнацией, которая сопровождается падением ликвидности большинства финансовых инструментов и значительным снижением активности участников торговли», — рассказывает директор Учебного центра ФГ «БКС» Виктор Романовский. По его словам, фондовые индексы RTSI и MICEX уже четвертый год находятся в долгосрочном боковом тренде.
По мнению эксперта, в перспективе просматриваются два сценария развития ситуации: «Первый, наихудший вариант: продолжение развития боковой тенденции. В этом случае можно прогнозировать дальнейшее снижение объемов торговли и затухание активности. Второй вариант предполагает выход рынка из боковика вниз: именно на такое направление движения указывают технические факторы. При реализация сценария нисходящего тренда несомненно возрастут объемы, оживятся участники, появятся новые торговые решения. В целом, все это будет способствовать оздоровлению рыночной ситуации, пробуждению интереса инвесторов и, в более отдаленном будущем, приведет к зарождению роста».
«Если проанализировать графики индексов MSCI Russia и MSCI EM за период с 2008-го года по текущий момент, то никаких принципиальных отличий обнаружено не будет», — рассказывает В. Романовский. «Некоторое отставание российского индекса от MSCI EM в этом году (в частности, MSCI EM чуть-чуть превысил в январе максимум 2012-го года, а MSCI Russia его не достиг) объясняется в основном техническими факторами», — пояснил он.
«Даже если сейчас спрэды российского рынка к остальному ЕМ находятся на исторических минимумах, это вовсе не дает оснований рассчитывать на большую премию за российский equity risk», — добавляет В. Романовский. По его словам, сам подход — пытаться устанавливать количественные соответствия между российским индексом и MSCI EM — не оправдывает себя. «Российский рынок, безусловно, в какой-то момент может догнать и даже существенно перегнать ЕМ, но спрогнозировать, когда именно это произойдет, невозможно», — резюмировал эксперт.