Резкое снижение цен на золота трудно объяснимо, – The Economist

Фото Резкое снижение цен на золота трудно объяснимо, – The Economist

Золото постигло крупнейшее двухдневное падение за последние 30 лет – 12 и 15 апреля. Если актив так резко падает в цене, есть соблазн считать, что должны происходить значительные экономические изменения. Но рассмотрение фона снижения стоимости слитков просто приводит в недоумение, пишет в The Economist колумнист Buttonwood.

Одним из возможных объяснений является то, что инвесторы, наконец, восстановили свои склонности к риску и продают золото, чтобы купить акции. Но хотя это, возможно, было верно в первые три месяца года, это едва ли имеет место 15 апреля, в день самого большого спада золота, когда упал также фондовый индекс S&P 500.

В любом случае, что могло бы объяснить этот внезапный оптимизм? Некоторые инвесторы считают, что Америка демонстрировала значительный рост в первом квартале, но последние данные – от безработицы и розничных продаж до потребительской уверенности и отчетов менеджеров по снабжению производства – были разочаровывающими. То же самое можно сказать и о других странах, включая Китай, где в первом квартале рост оказался ниже ожиданий, и Германию, где индекс ZEW экономических настроений в апреле резко упал. Не случайно 16 апреля МВФ снизил свой глобальный прогноз роста на год.

Цены на сырьевые товары в целом уменьшаются, а это не то, чего можно ожидать, если инвесторы считают, что мировая экономика восстанавливается. Цена барреля нефти марки Brent упала на 10,6% в этом году. Медь, которая часто рассматривается как «вожак» глобальной деятельности, снизилась на 8%.

Кроме того, если экономические настроения улучшались значительно, можно было бы ожидать, что инвесторам будут продавать государственные облигации, а также золото. Но десятилетние казначейские облигации снизились более чем на треть процентного пункта с 11 марта. Последний опрос управляющих фондами Банка Америки Merrill Lynch показывает, что они стали менее оптимистичны по поводу роста в последние месяцы и увеличили свои запасы наличности.

Другое возможное объяснение падения золота связано с политикой Центробанка США. Последние новости позволили предположить, что темпы количественного смягчения (Quantitative easing, QE) в этом году замедлятся. Многие из самых восторженных покупателей золота считают, что QE в конечном счете приведет к быстрой потребительской инфляции. Пока еще этого не произошло: ожидания американской инфляции в течение следующих десяти лет, если судить по разнице между нормальной доходностью и защищенных от инфляции облигаций, 16 апреля снизились до 2,4%, самого низкого уровня с ноября. Если QE начинает снижаться и инфляция низкая, момент для покупки золота менее благоприятный.

Тем не менее, некрологи QE кажутся преждевременными. Во-первых, ФРС заявила, что прошлая политика, вероятно, продолжится, пока перспективы работы существенно не улучшатся. Учитывая недавние изменения к худшему экономических данных, которые произошли после последней политической встречи ФРС, точка всё еще кажется далекой. Во-вторых, Банк Японии только что представил высоко агрессивную форму QE. Со снижением в результате курса иены многие аналитики говорят о японском повышении ликвидности для всего мира.

Короче говоря, трудно найти обоснование, что в текущей экономической перспективе одновременно посылало бы золото и доходность облигаций вниз, а фондовые рынки – вверх. Возможно, инвесторы просто всё путают, как Лукас Подольски, немецкий футболист, который описал игру словами «как шахматы, только без костей».

Обычное объяснение острых ценовых движений, когда экономически правильное обоснование кажется недостаточным, в том, что кто-то любой ценой распродает свои активы. Некоторые указывают на Кипр, которому, возможно, придется продавать золото в ответ на его долговой кризис. Хотя кипрские золотые запасы малы, есть опасение, что другие проблемные страны еврозоны могут последовать этому примеру.

Но самая большая распродажа до сих пор происходит в частном секторе. В долгосрочной перспективе «золотые быки», розничные и институциональные инвесторы делали вложения в металл через биржевые фонды (ETFs). Некоторые из этих покупок, казалось бы, строились на том, что золото было односторонней ставкой. Теперь, когда цена падает, инвесторы убегают. По данным Morgan Stanley, ETFs продал 249 тонн золота в этом году, по сравнению с 14 тонн запасов, которые может продать Кипр.

Золото, не дающее никакого дохода или выручки, трудно оценивать. Это помогало, когда цена поднималась, так как пределом, казалось, было небо. Но теперь, когда металл падает, отсутствие оценочной поддержки является проклятием. Как и при поддержке правительством бумажных денег, золото драгоценно лишь постольку, поскольку достаточное количество людей согласится, что оно является таковым.

Оцените статью
Sberex.ru
Добавить комментарий