Можно ли быстро разбогатеть в сегодняшней России? Почти четверть россиян, отвечая на этот вопрос, уповают на получение наследства. А вот обогатиться за счет успешной карьеры в крупной компании надеются только 10% опрошенных. Отметим, что семь лет назад таковых насчитывалось 17%. За годы, прошедшие с момента аналогичного исследования почти вдвое увеличилось число «пессимистов», которые не видят возможностей для быстрого обогащения – с 8% до 15%.
В октябре текущего года исследовательский холдинг Ромир поинтересовался у россиян, каким образом, по их мнению, в сегодняшней России можно в достаточно короткие сроки стать богатым человеком. Аналогичный вопрос задавался и осенью 2005 года. Сравнение полученных в этом году результатов и данных семилетней давности дает пищу для размышлений — см. диаграмму 1.
В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России.
Диаграмма 1. Как в сегодняшней России, можно в достаточно короткие сроки стать богатым человеком? (%)
Источник: холдинг Ромир, октябрь 2012
Итак, согласно полученным результатам, в два раза – с 8% до 15% — возросла доля пессимистов, считающих что в современной России нет способов в относительно короткие сроки стать богатым.
Во-вторых, почти в два раза – с 17% до 10% — сократилась доля тех, кто в качестве такого способа видит возможность сделать карьеру в крупной компании. Это несколько разрушает миф о том, что многие люди хотели бы работать в «Газпроме» или «Лукойле», РЖД или «Роснефти». Видимо, реальный опыт их знакомых, друзей или родственников, работающих в таких компаниях, говорит о том, что быстрая карьера в крупных компаниях становится все менее вероятной.
В-третьих, популярность государственной службы в качестве источника быстрого обогащения также, по-видимому, сильно преувеличена. Во всяком случае, судя по данным Ромир она не только не возросла за последние 7 лет, но даже и снизилась на 16,6% — с 18% до 15% от общего числа опрошенных.
В-четвертых, еще одно весьма популярное утверждение – о повальном охлаждении россиян к перспективам частного бизнеса – по всей вероятности, также относится скорее к области мифотворчества. Во всяком случае, доля россиян, полагающих, что, занимаясь собственным бизнесом можно быстро разбогатеть, за эти семь лет не только не снизилась, как можно было бы ожидать исходя из предпосылки о нарастании отвращения к идее занятии самостоятельным бизнесом, но даже и немного выросла – с 14% до 16% или шестой части опрошенных.
Удачный брак, как источник быстрого обогащения, по-прежнему рассматривается таковым каждым шестым участником исследования (17%). Снижение на один процентный пункт по сравнению с 2005 годом не следует принимать во внимание, т.к. оно лежит в рамках допустимой статистической погрешности.
Интересно, что разница в выборе этого ответа между мужчинами и женщинами очень значительно сократилась за прошедшие 7 лет. 15% среди мужчин и 25% среди женщин в 2005 году и 15 и 19% соответственно в 2012 году. Не трудно заметить, что снижение произошло только у представительниц прекрасного пола. Или женщины стали менее меркантильными, или за прошедшие 7 лет они стали лучше зарабатывать…
Ну, и наконец, единоличным лидером способов быстрого обогащения в 2012 году стало получение наследства. За него «проголосовало» чуть менее четверти участников исследования (23%) против 17% в 2005 году. У мужчин показатели выросли с 16 до 21%, у женщин – с 19 до 25%. А самые значительные показатели роста с 18 до 26% наблюдаются в возрастной группе старше 45 лет.
Если в 2005 году соотношение суммы процентов по «активным» вариантам (госслужба, крупные компании, свой бизнес) преобладало над «пассивными» (брак, наследство, нет возможности) в соотношении 49 к 43, то в 2012 году мы наблюдаем обратный перевес – 41 к 55. На наш взгляд это говорит об усилении фатализма в отношениях россиян к богатству и значительной девальвации ценности личных трудовых усилий, произошедшей за эти семь лет на которые пришлись и три «тучных» года, и три «худосочных», и один (2009) – совсем тяжелый.