Известный экономист, нобелевский лауреат Нуриэль Рубини заявил на страницах экономического клуба Project Syndicate о росте вероятности краха еврозоны, ожидая крайне сложный период для всемирной экономики.
Во-первых, по мнению Рубини прогрессирует кризис еврозоны. Поскольку курс евро остается достаточно высоким, начальный этап жесткой бюджетной экономии усугубил экономический спад в большинстве стран еврозоны. Перспективы восстановления экономики ухудшает кредитный кризис на периферии Европы и высокие цены на нефть. Банки Еврозоны все больше концентрируют финансовые потоки в своих национальных границах, закрываются межгосударственные и межбанковские кредитные линии. Продолжающийся отток капитала из стран Южной Европы может поставить банки Греции, Испании и Италии на грань банкротства. Ситуацию может существенно ухудшить возможный отказ Греции от евро, считает Рубини. Специалисты прогнозируют, что он может произойти в течение нескольких месяцев.
Кроме того, проблемы обслуживания суверенного долга и сбора налогов в Испании и Италии усугубляются тем, что процентные ставки по их долговым бумагам вернулись к своим максимальным значениям. На самом деле, международных усилий по спасению банков отдельных стран еврозоны (как это было с Испанией) может оказаться недостаточно. Весьма вероятно, потребуются огромные финансовые вливания для восстановления экономик Испании и Италии. Очевидно, что страны Евросоюза и международные кредитные институты бессильны помочь двум странам одновременно. Это делает угрозу распада еврозоны как никогда реальной.
С другой стороны, экономика США демонстрирует снижение темпа роста. В первом квартале 2012 года она подросла на скромные 1,9%. По оценкам специалистов, потенциал экономики Штатов намного выше. Практически провалена программа по созданию рабочих мест. Результаты, показанные рынком труда США в апреле и мае 2012 года, свидетельствуют о существовании угрозы сваливания к росту безработицы. Риск возникновения двойной рецессии в США усугубляется запланированным на 2013 год резким ростом налогов и сокращением социальных расходов в США. Это приведет к снижению темпов роста реальных доходов и потребления.
Эксперты прогнозируют сохранение возникшего политического тупика по вопросу бюджетной консолидации в США, независимо от того, кто победит на будущих президентских выборах – Барак Обама или Митт Ромни. Таким образом, США ждет продолжение битвы за потолок государственного долга, сохраняются риски остановки роста экономики и понижения суверенного кредитного рейтинга. Продолжится давление на индекс потребительской и деловой активности. Эксперты полагают, что радикальные меры могут усугубить падение фондовых рынков.
Модель экономического роста Китая доказала подверженность влиянию внешних экономических шоков, считает Рубини. Эксперты полагают, что снижение инвестиций в китайскую экономику продолжится, а реформы, направленные на повышение потребления, недостаточны и проводятся с опозданием. Новое руководство Китая заявило об ускорении структурных реформ, направленных на сокращение национальных сбережений и увеличение доли потребления в ВВП. Однако имеющиеся разногласия в правительстве КНР по поводу темпов этих преобразований и вероятность возникновения переходного периода, вызванного сменой руководства, позволяют усомниться в конечной эффективности реформ.
Экономический спад в США, Еврозоне и Китае предопределил снижение темпов роста других развивающихся рынков. Это обусловлено наличием торговых и финансовых связей стран с США и Евросоюзом. Дополнительные проблемы в развивающихся странах создает отсутствие структурных реформ их экономик и общий тренд движения в сторону усиления государственного регулирования экономики.
Свою лепту в замедление роста мировой экономики вносит затянувшийся конфликт на Ближнем Востоке между Израилем и США с одной стороны, и Ираном, с другой. Проблема, связанная с разработкой Ираном своего ядерного оружия, может достичь «точки кипения» уже в 2013 году. Скорее всего, нынешние переговоры не увенчаются результатом, и даже ввод санкций не заставит Иран прекратить попытки создания атомной бомбы. США и Израиль не устраивают полумеры по ядерному сдерживанию Ирана. Возможное военное противостояние в следующем году может привести к резкому всплеску цен на нефть и ускорению скатывания мировой экономики в рецессию, предупреждает Рубини.
Политические риски уже усугубил экономический спад: фондовые рынки всего мира демонстрируют падение основных индексов, а это, в свою очередь, приводит к снижению потребления и роста капитала. Высокий уровень госдолга влечет за собой увеличение расходов по его обслуживанию, малый и средний бизнес задыхается под тяжестью кредитов, а падение цен на сырьевые товары снижает доходы стран экспортеров.
По сравнению с кризисом 2008-2009 года, сегодня политики имеют намного меньше места для маневра, пишет Рубини. Монетарные и фискальные власти практически лишены политических рычагов. Эффективность денежно-кредитной политики ограничена процентной ставкой, близкой к нулю и возможным повторным раундом количественного смягчения.
На самом деле, экономика и рынки сегодня сталкиваются не с проблемой ликвидности, а с масштабной кредитной несостоятельностью на государственном уровне. Возможности бюджетного стимулирования в большинстве развитых стран серьезно ограничены дефицитом бюджета и огромным государственным долгом.
Использование обменных курсов для повышения чистого экспорта не принесет эффекта, предупреждает Рубини. В это время сокращение депозитов государства и населения приводят к снижению внутреннего спроса в странах, работающих с дефицитом текущего счета. Аналогичный эффект вызывают структурные проблемы в государствах, имеющих профицит внешнеторгового баланса. Надо понимать, что слабая валюта и положительное сальдо внешнеторгового баланса в одной стране предполагает наличие сильной валюты и слабого баланса в другой.
Между тем, возможность сдать назад, оградить от неприятностей и спасти финансовые учреждения, ограничена политическими мотивами и неспособностью государств, балансирующих на гране неплатежеспособности, «переварить» дополнительные потери банковской системы. В результате суверенный риск сегодня практически отождествлен с банковским риском. На самом деле, многие государства сегодня сбрасывают большую часть государственного долга на баланс банков. Особенно это актуально для стран еврозоны.
Для предотвращения неконтролируемого развала еврозоны государствам следует постепенно вводить режим жесткой экономии бюджетных средств. Сокращение роста экономики должно компенсироваться снижением налогового бремени. Рубини считает, что выпуск еврооблигаций все же должен быть осуществлен. Кроме того, странам еврозоны следует начать действовать в направлении полного объединения банковских систем, начиная с общей системы страхования вкладов. Даже в случае выхода Греции из еврозоны должны быть продолжены мероприятия по еще большей политической интеграции.
К сожалению, Германия по-прежнему препятствует практической реализации всех ключевых политических мероприятий. Ее руководство зациклилось на кредитном риске, которому будут подвержены немецкие налогоплательщики в случае продолжения экономической, фискальной и банковской интеграции. Как следствие, вероятность краха еврозоны растет.