Начальник Управления развития комиссионных операцийСбербанкаВладимир Таранков, выступая на Третьей Международной конференции и выставке монет COINS-2012, объявил о планах крупнейшего российского банка начать реализацию памятных и юбилейных монет Банка России через Интернет. Сейчас же Сбербанк находится на «переходном этапе к новым технологиям продаж монет».
Сбербанк отмечает, что с началом реализации «олимпийской монетной программы» предпочтения населения изменились. При выборе монет клиенты банка все больше уделяют внимания спортивной тематике. Владимир Таранков отметил, что монеты, выпущенные к Зимним олимпийским играм в Сочи 2014 года, кроме инвестиционной функции играют и социальную роль, пропагандируя здоровый образ жизни.
Начальник управления Сбербанка подчеркнул, что при установлении цены продажи монет кредитная организация закладывает в нее определенный дисконт. Это объясняется тем, что монеты не реализуются сию минуту, и банк несет определенные расходы по их фондированию.
Ежегодно Сбербанк реализует около 1,3-1,5 миллиона монет, а обратно выкупает всего около 200 тысяч монет. Владимир Таранков подчеркнул, что, обратно в банк, как правило, возвращаются инвестиционные монеты. Особо банкиров радует тот факт, что население по-прежнему предпочитает сохранять около 99% памятных монет.
Владимир Таранков заявил, что доходность по монетам Центробанка России составляет порядка 15% годовых. Заинтересованность инвесторов в получении дохода во многом объясняет незначительное количество монет, сдаваемых в банк. Представитель Сбербанка сказал, что кредитная организация уделяет большое внимание обучению персонала, чтобы обеспечить возможность оказания услуг по продаже монет в любом филиале.
Начальник Отдела памятных монет Департамента наличного денежного обращения Банк России Владимир Шестернин сообщил, что реализацией памятных монет в России занимается порядка 100 кредитных организаций. Поддержка вторичного рынка Центробанком осуществляется при помощи регулирования тиража выпуска монет.
Владимир Шестернин отметил, что здесь существует прямая и обратная зависимость: чем больше размер тиража того или иного выпуска монет, тем меньше заявок на них поступает от банков. И наоборот, чем меньше тираж выпуска, тем он более востребован у продавцов. По мнению зарубежных специалистов, на рынке памятных монет должен искусственно поддерживаться определенный дефицит предложения. Наиболее оптимальным, по мнению Шестернина, является ситуация, когда удовлетворяется около 85% заявок на приобретение монет. Это, по его словам, позволяет обеспечить устойчивый спрос на монеты на вторичном рынке и стабильный рост цен на них. Представитель Центробанка подчеркнул, что для поддержания интереса к этому инвестиционному инструменту рост цен должен опережать инфляцию, обеспечивая держателям монет получение реального дохода. Предложение инвестиционных монет всегда должно соответствовать спросу, добавил Шестернин.
Начальник управления Сбербанка отдельно остановился на проблеме «олимпийского выпуска». Напомним, что Сбербанк, как генеральный спонсор Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года, получил эксклюзивные права на реализацию всего выпуска. Это вызвало бурное недовольство со стороны других банков. Владимир Шестернин призвал Сбербанк «поделиться и скооперироваться» с другими участниками рынка.