Внешнеполитическое ведомство Норвегии объявило, что страна планирует присоединиться к пакету санкций от ЕС против России, который был принят 12 сентября 2014 года.
Как следует из сообщения МИДа Норвегии, Россия, несмотря на существенное давление со стороны международного сообщества, не продемонстрировала готовности прекратить незаконные действия на востоке Украины, поэтому Норвегия и решила поддержать ограничительные меры в её сторону.
Такой шаг уже был одобрен правительством Норвегии и вскоре должен вступить в силу.
Напомним, под очередные запреты от ЕС попало пять российских госбанков: Сбербанк России, ВТБ, Внешэкономбанк, Гампромбанк, и Россельхозбанк.
Затронули новые ограничения и три крупнейшие энергетические компании нашей страны: “Газпром нефть”, “Транснефть”, “Роснефть”.
Не обошли стороной в Евросоюзе и оказание услуг России по разработке и добыче нефти на глубоководье, в Арктике и на сланцевых месторождениях.
В ЕС также усилили ограничения на поставки товаров двойного назначения и на передачу военных технологий России.
Помимо этого 24 физическим лицам, включая руководителей ДНР и ЛНР, членов правительства Крыма, а также руководителей и бизнесменов из РФ, был запрещен въезд в Евросоюз, а их активы заморожены.
Синхронно с ЕС ввели новые санкции против России и в США, Австралии, Канаде и т.п.
По словам Директора ОАО АКБ «Стелла-Банк», Дениса Бурыгина, конечно, даже если будет опущен так называемый экономический «железный занавес», в принципе, российская банковская система существовать будет. Вопрос только — насколько ухудшаться показатели экономики и банковского сектора в частности.
“То, что санкции влияют на банковский сектор, признал сам Центральный Банк России. Не так давно вышел пресс-релиз ЦБ, в котором говорится об ограниченном влиянии санкций на финансовую сферу, — отмечает Бурыгин. — В нем перечисляются факторы, ставшие уже популярными: закрытие для крупных банков и предприятий страны доступа к западным рынкам капитала (ограничение до 30 дней — экономически неэффективно и невыгодно), ухудшение финположения заемщиков, попавших в санкционный список, и их партнеров — российских компаний, и серьезное ослабление курса рубля. Естественно, все это жестко влияет на состояние отечественной банковской системы”.
По мнению эксперта, поскольку рынок (американский и европейский) отдаляется (для заимствований дешевых длинных денег), то ему на замену (вероятнее всего) придет азиатский рынок. Однако, со слов Бурыгина, он не сможет полноценно заменить европейский или американский рынки.
“К примеру, на Сингапурской бирже — главной торговой площадке Азии — в роли основных клиентов выступают те же самые глобальные игроки (крупнейшие западные банки, фонды и т. д.), что и на рынках капитала в Штатах и Европе. Именно им (по данным целого ряда экспертов) принадлежит в Сингапуре львиная доля в торгах ценными бумагами. А доля азиатских игроков (по объему сделок), на самом деле, не такая уж и большая. Поэтому это еще большой вопрос сможет ли долговой рынок Азии заместить европейский (или американский)”, — говорит эксперт.
Вместе с тем, объясняет Директор ОАО АКБ «Стелла-Банк», российское государство, со своей стороны, заявляет, что в условиях ухудшения ситуации оно, безусловно, поддержит банковскую систему и, в частности, крупных игроков, попавших под санкции. “Есть уверенность, что так оно и будет. Мы видим определенные шаги в этом направлении. Например, когда говорится о выдаче субординированных кредитов тем же самым Сбербанку, Газпрому и так далее”, — сообщает Бурыгин.
Сергей Наркевич, управляющий по стратегическому анализу Промсвязьбанка, уверяет, что несмотря на серьезное ухудшение ситуации с заемными средствами для банков, контролируемых государством, остальные крупные кредитные организации пока относительно неплохо справляются недостатком валютной ликвидности.
“Есть определенные сложности с краткосрочной ликвидностью и недостаток возможностей по привлечению капитала. Однако если новые санкции со стороны США и других развитых стран (или ограничения со стороны России) вводится не будут, то есть основания думать, что банковская система постепенно оправится от текущего шока”, — сообщает эксперт.
По словам Наркевича, если же мы будем и дальше наблюдать эскалацию конфликта на востоке Украины, а вероятность снижения уровня насилия в краткосрочной перспективе низка, как следствие – высоки риски ужесточения санкций.
“Сейчас сложно сказать насколько они будут серьезными. Наверное, в качестве верхней границы, т.е. наиболее негативного сценария развития событий, можно рассматривать санкции, аналогичные ограничениям, введенным против Ирана. В этом случае последствия могут быть намного более существенными: падение экономики в течение примерно 2 лет и серьезный кризис в финансовой системе. Остается надеяться, что этого не произойдет, и новые санкции, если они будут вводится, будут не такими жесткими, как по отношению к Ирану”, — говорит он.