В случае принятия Госдумой законопроекта, предусматривающего налоговые льготы страховальщикам при накопительном страховании жизни, последнее так и не станет привлекательной инвестицией, оставаясь лишь средством сохранения и защиты капитала. Расширение налоговой льготы в виде вычета из налогооблагаемой базы в размере 120 тысяч рублей на все виды страхования жизни является правильным шагом, но оно не способно резко увеличить спрос на соответствующие продукты страховых компаний. Такое мнение в комментарии Sberex.ru высказала начальник управления маркетинга ООО «СК «Ингосстрах-Жизнь» Юлия Алёхина.
«При любом налоговом режиме целью накопительного страхования не являются инвестиции, если под инвестициями согласно определению понимать вложение капитала с целью получения прибыли. Страхование жизни имеет другие цели – это защита имущественных интересов, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением. Применительно к накопительному страхованию можно сказать, что это защита будущего при помощи создания долгосрочных сбережений. Приоритетом накопительного страхования всегда остается сохранность средств и долгосрочные гарантии, и уже это само по себе идет вразрез с понятием инвестирования. Если говорить о том, какое отношение имеет накопительное страхование к созданию капитала, то его назначение в ряду финансовых инструментов – это сохранение и защита капитала», – отметила Юлия Алёхина.
«На сегодня налоговая льгота в виде вычета из налогооблагаемой базы в размере 120 тыс. руб. применяется к пенсионному страхованию. Однако эта льгота пока что не сделала пенсионное страхование привлекательным финансовым инструментом для россиян – сборы по этому виду в 2012 г. составили чуть больше миллиарда рублей по всей России – 2% от всего объема сборов по страхованию жизни. И это при всей очевидности и болезненности проблем с пенсионным обеспечением в стране», – добавила эксперт.
«Минфином в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий расширение этой льготы на все виды страхования жизни. Это позволит страхователям ежегодно экономить до 15.6 тыс. руб., т.е. 13% от 120 тыс. Безусловно, это справедливый и правильный шаг, один из шагов, необходимых для поступательного развития страхования жизни в России. Однако ждать, что введение налоговых льгот на страхование жизни в России, где подоходный налог один из самых низких в мире, окажет революционное воздействие на спрос, вероятно, пока не приходится», – уверена Юлия Алёхина.
Начальник управления «СК «Ингосстрах-Жизнь» также назвала причины, мешающие накопительному страхованию быть так же популярным в России, как на Западе:
«Рынок страхования жизни на Западе складывался много десятилетий, и накопительные страховые полисы есть более чем у половины (а в ряде стран – у более, чем 90% граждан). В России же развитие страхования жизни пока сдерживают:
— низкая информированность населения и короткий горизонт финансового планирования;
— ограниченные возможности долгосрочного накопления в инфляционной среде (это проблема не только России, но и многих других рынков, в том числе – развитых), а также дефицит долгосрочных финансовых инструментов для размещения резервов;
— недостаточное налоговое стимулирование и небольшие суммы налоговых вычетов, в сочетании со сравнительно низкими ставками подоходного налога не дающие страхователям заметных финансовых преимуществ;
— весьма ограниченный доступ страховщиков к участию в пенсионной системе России (во многих странах функции выплаты государственных пенсий являются прерогативой страховщиков)».