“Российское присутствие в банковской системе Кипра впечатляет: по оценкам, на долю русских приходится около трети всех депозитов и это больше, чем валовой внутренний продукт Кипра”, — пишет Миша Гленни, журналист, специализирующийся на организованной преступности и восточноевропейском регионе, в статье для The Financial Times.
“Влияние российских денежных средств уходит корнями в тот хаос, который последовал за падением коммунизма, но это не только вопрос финансов. Отношения между Москвой и Никосией подразумевают важные стратегические проблемы, связанные с безопасностью”, — продолжает автор.
Происхождение огромных инвестиций России на Кипре уходит в 1990-е годы, отмечает Миша Гленни.
“До 300 млрд долларов, часто наличными или в золотых слитках, взятых из государственных хранилищ и упакованных в чемоданы, покинули Россию в первое десятилетие после падения СССР. Швейцария, лондонский Сити и Уолл-стрит получили свою долю от этих непредвиденных доходов”, — говорится в статье.
“Однако Кипр оказался намного популярнее. Там было все, что нравится московской элите — средиземноморское солнце, статус налоговой гавани и чрезвычайно нелюбопытная полиция”, — указывает Гленни.
Важным оказалось также значительное скрытое присутствие КГБ на острове во времена холодной войны. Остатки той шпионской сети сыграли серьезную роль в превращении Кипра в крупнейший мировой центр по отмыванию денег, отмечает автор.
Проникновение русских в экономику Кипра является одной из причин беспокойства немецких политиков, подогретого расследованием спецслужб, согласно которому Никосия предоставила гражданство 80 российским олигархам, ставшим в результате полноправными гражданами ЕС, говорится в статье.
Но московские деньги играют и стратегическую роль, пишет автор, упоминая заинтересованность России в кипрских газовых месторождениях и ее обеспокоенность возможной потерей морской базы в Тартусе. “В долгосрочной перспективе эти соображения могут оказаться более существенными в расчетах Москвы, чем образ жизни ее богатых и знаменитых граждан на средиземноморском острове”, — полагает журналист.