Иена огненная

Фото Иена огненная

Когда-то Япония была страной надежды — почти такой же, как сегодняшний Китай. Но вот уже 20 лет бывший азиатский тигр не может выйти из стагнации. Коллапс рынка недвижимости, случившийся в 1990-м, так и не удалось преодолеть. Тяжелым выдался и 2009-й: дала о себе знать экспортная ориентация экономики, ВВП Японии упал глубже, чем во всех развитых странах. Потом хилое восстановление, во многом поддержанное спросом Китая на японский экспорт, и вот опять — рецессия. Во втором квартале 2012-го спад составил 0,1%, в третьем уже 3,5% в годовом исчислении. Причины в основном внешние, так как на внутренний спрос при стареющем и сокращающемся населении особенно никто и не рассчитывает. 

Экономика, ориентированная на экспорт, зависима от внешней конъюнктуры. Если в мире все хорошо, то она первая пожнет от этого плоды, а если плохо, то и в этой стране все совсем плохо (граждане России уже давно об этом догадались). За первую половину фискального 2012 года, с апреля по сентябрь, экспорт из Японии упал на 2%. В октябре — уже на 6,5%, за первые 20 дней ноября — на 7,5%. При этом основное падение приходится на рецессионную Европу. В Старом Свете нынче в моде экономия. Зачем свежебезработному европейцу новая Toyota или Mazda? Экспорт в ЕС за первое фискальное полугодие 2012-го упал на 16,1%, за октябрь — на 20,1%.
Что делать, когда тебе стыдно, то есть твои высокотехнологичные товары не расхватывают как горячие пирожки? Самурайское решение — сеппуку (в России его чаще называют харакири), что Япония с гордостью и сделала.

Может, стоит девальвировать иену и установить целевой уровень инфляции, чтобы цены наконец начали расти? Именно с таким предложением идет на выборы 16 декабря Синдзо Абэ, лидер Либерально-демократической партии. 

Похоже, что любой вариант выхода из ситуации — и инфляционный (по Абэ), и дефляционный (статус кво) — все равно тупик. А жесткий кризис в третьей экономике мире означает глобальную рецессию. Так уже, собственно, было. Некоторые экономисты, например Ричард Ку из Nomura рассматривают азиатский кризис 1997-го и российский 1998-го как косвенные последствия экономической политики тогдашнего японского премьера Рюитаро Хасимото. В 1996 году Япония показала некоторые признаки восстановления после обвала начала 1990-х и решила пойти на сокращение бюджетных трат, опасаясь резкого роста госдолга. Это привело к болезненным последствиям: Япония погрузилась в 20-месячную рецессию, налоговые поступления упали, а дефицит бюджета — удвоился. Японские инвесторы бросились спешно репатриировать капитал, инвестированный в страны ЮВА, те оказались в рецессии, и в результате упали цены на сырье и нефть, а значит, и российская экономика. Этот сценарий вряд ли повторится, но если вам нужны плохие новости, начинайте с японских. 

Автор: АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Оцените статью
Sberex.ru
Добавить комментарий