Выберите город
1

Облигации

Облигация – особый вид ценных бумаг, который представляет собой долговое обязательство с определенной фиксированной ставкой эмитента перед инвестором.

Облигация как ценная бумага имеет свои характеристики. Это, прежде всего, срок обращения и погашения облигаций, форма существования или форма выпуска, способ получения дохода, начисление процентной ставки, уровень риска и обеспеченности

Облигации в чем-то похожи друг на друга, но каждая из них имеет свои специфические свойства. Например, большинство корпоративных облигаций могут предоставлять эмитенту (заемщику) право досрочного погашения, но его варианты могут значительно отличаться для различных облигаций. Это говорит о различиях в контрактных условиях, а также устойчивости компаний, выпускающих облигации. Это приводит к возникновению различий в степени риска облигаций, ценах на них и ожидаемой доходности.

Виды облигаций

Выделяют 3 основных вида облигаций в зависимости от характера эмитента:

- корпоративные;

-  муниципальные;

- госулартсвенные.

Классифицировать облигации можно по разным признакам, учитывая наиболее важные. В соответствии с этим основными показателями являются:

·         обеспечение,

·         срок погашения,

·         номинал облигации.

 

Что касается обеспечения облигаций, то большинство выпускаемых облигаций обеспеченные залогом под недвижимость, оборудование, ценные бумаги и т.д.. А также облигации,

выплаты по которым гарантируются третьим лицом. По  сроку погашения облигаций, кроме краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных облигаций ученые выделяют также "коммерческие бумаги", срок погашения которых менее 1 года. Что касается номинала облигации, как отмечается, он зависит от валюты, в которой привлечены заемные средства.

По форме размещения облигаций, выделяют 2 вида: документированные  недокументированные или электронные. Необходимо отметить, что в недокументированной  форме могут выпускаться только именные облигации.

В зависимости от характера валюты, в которой может быть выражено долговое обязательства по облигациям, различают облигации в национальной валюте и облигации, продажа которых осуществляется в иностранной валюте.

Доход, выплачиваемый по облигациям, зависит, прежде всего, от процентной ставки облигации. Поэтому различают облигации процентные, целевые и дисконтные. Как правило, прибыль по процентным облигациям выплачивается в виде процентов, а в соответствии с условиями выпуска целевых облигаций погашение долга и выплату дохода разрешается осуществлять товарами и / или услугами. Что касается дисконтных облигаций, то доход по ним составляет дисконт - разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации.

Процентные облигации относительно их процентной ставки делят таким образом: по купонной ставке, по фиксированной купонной ставке, по плавающей купонной ставке, по равномерно возрастающей купонной ставке, с нулевым купоном, с оплатой на выбор (в обмен на акции компании) и облигации смешанного типа.

Облигации также имеют такую ​​особенность, как купон с фиксированной процентной ставкой, которая заранее дает возможность рассчитать годовой доход для владельца облигаций, а эмитент (заемщик), в свою очередь, может знать свои годовые расходы по облигациям.

Например, облигации с плавающей процентной ставкой могут повышать неплатежеспособность фирмы, так как точно не определяют ее годовые расходы, но именно облигации с плавающей процентной ставкой позволяют эмитенту сокращать процентные платежи по облигациям. Что касается уже формы погашения облигаций, то заемщик может осуществлять оплату долга деньгами или своим имуществом.

Обобщая и систематизируя вышесказанное, отметим, что единой мнения относительно сущности облигаций и их характеристик и особенностей среди ученых нет. Подводя итоги, можно сказать, что выпуск облигаций - это способ привлечения инвестиций на платной основе. По облигациям, в отличие от акций, производится фиксированная выплата процентов в течение установленного срока действия, по истечении которого облигации погашаются. В развитых странах облигации являются распространенным источником привлечения капитала, которое предусматривает относительно низкие процентные ставки, поскольку риск потери капитала невысок. В России выпуск облигаций – явление редкое и очень дорогое, поскольку необходимо выплачивать инвесторам (покупателям облигаций) высокие проценты для покрытия их рисков.