Выберите город
1
ТитульнаяТерминыДивидендная политика

Дивидендная политика

В зарубежной практике считается, что оптимальная дивидендная политика - это «крепкий орешек» для финансовых руководителей корпорации. Основная сложность состоит в поиске противовесов и сдержек для балансирования интересов как самих собственников и акционеров, с одной стороны, так и корпорации как самостоятельного субъекта хозяйствования, с другой.

Как правило, в большой корпорации, где значительное количество акционеров, владельцы различаются по принадлежащим им долями уставного капитала, а соответственно и интересами. Мелкие (миноритарные) акционеры заинтересованы в наибольших текущих и регулярно выплачиваемых дивидендах, в возможностях выгодной перепродажи своих акций, тогда как интерес крупных (мажоритарных) владельцев больше касается развития корпоративного бизнеса, повышения уровня его конкурентоспособности и рыночной капитализации, ведь они сами фактически распределяют чистую прибыль.

Вот почему эффективной дивидендной политикой может считаться такая, которая должным образом учитывает интересы различных групп акционеров и самой корпорации, так благодаря этому, как свидетельствует опыт, удается поддерживать  и повышать инвестиционный имидж корпорации. Практически необходимо достичь оптимизации пропорций между потреблением и тезаврацией прибыли.

Дивидендная политика определяется многими факторами, поэтому каждая компания выбирает собственный субъективный подход и обычно пытается сохранить баланс между выплатой достаточных дивидендов (чтобы поддерживать доверие акционеров) и реинвестированием прибыли (чтобы поддерживать определенные темпы развития компании).

Выплата высоких дивидендов приводит к уменьшению внутренних источников развития фирмы, может побудить менеджеров к привлечению дополнительных внешних источников за счет выпуска новых акций и займов, а это в свою очередь изменяет структуру капитала и его средневзвешенную стоимость. Поэтому компания, выбравшая такую ​​дивидендную политику, вынуждена часто искусственно занижать дивиденды, несмотря на благоприятные возможности их разового существенного увеличения, или, наоборот, изыскивать резервы для выполнения принятой программы в неблагоприятные периоды.

Уплата низких дивидендов или нестабильность выплат обычно приводит к недоверию акционеров и потенциальных инвесторов, что может привести к снижению цен акций. Итак, наименее рискованная дивидендная политика, гарантирует акционерам при любых обстоятельствах получение дивидендов, то есть планирование стабильных их выплат. Именно этот подход, по исследованиям Дж. Линтнером, пользуется большой популярностью в корпоративной практике развитых стран.

Политика стабильности выплат дивидендов распространилась потому, что она не обещает предустановленных абсолютных или относительных размеров дивидендов, а лишь гарантирует постоянство их выплаты. С точки зрения инвесторов, наиболее стабильной считается дивидендная политика с предсказуемыми темпами роста дивидендов. Такая

политика дивидендных выплат, безусловно, «работает» на имидж корпорации, ее рыночную капитализацию, посылая инвесторам сигналы о том, что вложенный ими капитал работает эффективно. Правда, такая политика приводит менеджмент компании в неблагоприятные периоды выискивать финансовые ресурсы с целью соблюдения выбранного курса взаимоотношений со своими инвесторами.

Обобщение мирового и отечественного научного опыта эффективной дивидендной политики позволили сформулировать основные положения формирования дивидендной политики. Прежде всего, целесообразно строить дивидендную политику, руководствуясь сохранением и укреплением экономической безопасности предприятия и его финансовой устойчивости, способствовать доступности собственных и кредитных инвестиционных ресурсов. С другой стороны, стабильные дивидендные выплаты должны повысить инвестиционную привлекательность этого предприятия на фондовом рынке благодаря психологическому эффекту в условиях отсутствия информационной прозрачности.

Поэтому дивидендная политика, которая будет способствовать развитию и повышению инвестиционного потенциала предприятия, должна быть разработана с учетом таких его характеристик:

1. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия. Чрезмерные дивидендные выплаты на фоне незначительных финансовых результатов деятельности и дефицита денежных средств могут привести к снижению платежеспособности и ликвидности предприятия, а на длительном промежутке времени даже к банкротству.

2. Наличие инвестиционных ресурсов для развития и обновления технологической базы предприятия. С одной стороны, после выплаты дивидендов в распоряжении предприятия должны оставаться собственные инвестиционные ресурсы, с другой - дивидендные выплаты расширяют возможности привлечения внешних источников финансирования, поскольку стабильность и прозрачность дивидендной политики свидетельствует не только о положительных финансовых  результатах деятельности и перспективах развития, но и о легализации его деятельности и соблюдении норм корпоративной этики. Поэтому существует прямая зависимость между размером дивидендных выплат и возможностью привлечения внешних инвестиционных ресурсов как на фондовом рынке, так и в кредитных учреждениях.

3. Корпоративный контроль. Удовлетворенность акционеров дивидендной политикой и отсутствие предпосылок к продаже акций  снижают вероятность враждебного поглощения. Умная дивидендная политика препятствует скупке акций рейдерами, поскольку у акционеров просто не возникнет желание их продавать.

Разработка дивидендной политики должна основываться на индивидуальном подходе к каждому предприятию, опираясь на его финансово-экономические показатели, возможности и потребности привлечения инвестиционных ресурсов и угрозы об утрате контроля. При этом главной целью должно стать содействие экономической безопасности и повышению инвестиционной привлекательности организации в долгосрочном периоде.