Россияне крупно тратятся на ремонты жилья и покупку автомобилей, – исследование Ромир

В конце 2012 и первом квартале текущего года россияне покупали мало мебели, дорогих одежды и обуви, а также не увлекались турпоездками, зато сильно тратились на ремонты жилых помещений (квартир, домов, дач) и автомобилей, а также приобретение последних. Планируемые согражданами расходы на ближайшее полугодие касаются главным образом летнего отдыха. Об этом свидетельствует опрос, который провел исследовательский холдинг Ромир.

Специалисты Ромира вот уже третий раз спросили у респондентов, какие крупные расходы были совершены их семьями за последние 6 месяцев и какие планируются в следующем полугодии.

В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие во всех 8 федеральных округах, причем как в городах, так и в сельской местности.

Треть участников исследования – 32% – заявили, что с сентября 2012 года по февраль 2013 включительно ни ими, ни их родными вообще не было совершено никаких крупных покупок. В Ромире отмечают, что очень высокий показатель, ведь в июне 2012 года такой ответ дали лишь 24% респондентов, в ноябре 2011 – 22%.

Диаграмма 1. Крупные расходы во 2 полугодии 2011, 1 полугодии 2012 и сентябре 2012 – марте 2013 (%).

19% опрошенных потратили большие средства на приобретение одежды и обуви. В то же время в 2011 году одежду и обувь в числе крупных расходов предыдущих 6 месяцев назвали более 40% участников исследования, а в 2012 году – 32% респондентов.

Вторым по распространенности оказался ремонт в квартире, загородном доме, на даче – на это тратились 17% опрошенных. Интересно, что летом 2012 года такие расходы планировали только 10% участников опроса. Годом ранее ремонт жилья был статьей крупных расходов 13% респондентов, а в 2011 – 18%.

Расходовать крупные средства на медицину были вынуждены 14% участников исследования, что гораздо меньше по сравнению с предыдущими опросами – 18% в 2012 и 24% в 2011 году. В Ромире такое сокращение считают реакцией на увеличение стоимости медицинских услуг и расширение «зоны платной медицины».

Одинаковое количество респондентов – 8% – тратили большие деньги на покупку автомобиля и его ремонт. Столько же опрошенных платили за образование и имели расходы, связанные с отдыхом/поездками. В то же время планируют крупные расходы на отдых 13%.

Как отмечают исследователи, практически все статьи крупных расходов (кроме ремонтных работ) в конце 2012 – начале 2013 года подверглись секвестру, хотя номинальные доходы (заработная плата, пенсии и т.д.) потребителей выросли на 12-13%.

В Ромире делают вывод, что деньги россиян, во-первых, ушли в инфляцию, темпы которой возросли в среднем с 6-6,5% до 7-8%, и во-вторых, в повседневное потребление. Кстати, расходы на последнее в 1 квартале 2013 года, по данным потребительской панели Romir Scan Panel, выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.