Будут ли банки возвращать деньги, украденные с карточки

Согласно закону о национальной платежной системе, с 1 января 2013 года в России должна была начать действовать презумпция невиновности в отношении держателей пластиковых карт. Другими словами, банк должен возвращать деньги, украденные с карточки, если не сможет доказать, что к пропаже средств причастен сам клиент. По сути, в России планировалось ввести цивилизованные правила работы на рынке платежных карт, принятые во всем мире.
Сейчас российским клиентам приходится доказывать банку, что имело место мошенничество и что они к нему непричастны. Часто вернуть похищенные деньги оказывается невозможно. Буквально месяц назад у одной из наших читательниц украли деньги с карты. На вопрос, что делать, в банке ей порекомендовали пойти в милицию и написать заявление. "Обычно клиенты у нас сами занимаются такими вопросами",— сообщили пострадавшей.
Новые правила должны исправить ситуацию, хотя они не полностью копируют иностранную практику. В частности, в России планируется ввести принцип нулевой ответственности, когда клиенту возвращается вся похищенная с карты сумма. В Европе же в большинстве стран принцип нулевой ответственности дополнен франшизой. За оспоренные операции по карте, произведенные по вине самого клиента (потерял карту, не обеспечил сохранность ПИН-кода), с клиента взимается штраф до €150 (см. справку ниже).
Второе важное отличие российских правил от международных состоит в сроках и порядке возврата похищенных средств. Если в Америке, например, банк сначала возвращает деньги клиенту, а потом уже проводит расследование, то у нас сроки возврата денег четко не определены. В законе лишь сказано, что банк обязан дать ответ клиенту в течение 30 дней с момента обращения, если деньги списаны на территории России, и в течение 60 дней — при трансграничной операции. Но ответ — это еще не возврат средств. Чисто теоретически банк может ответить клиенту просто, что его проблемой занимаются. Так что, насколько можно затянуть возврат денег, каждый банк решает сам.

Иными словами, для банков, дорожащих репутацией и готовых внедрять новые правила возмещения убытков, закон может обернуться головной болью, которая, однако, со временем компенсируется повышением лояльности со стороны добропорядочных клиентов. Но для тех, кто клиентоориентированностью не отличается, мало что поменяется и через год: существующая редакция закона без четких сроков возврата средств дает достаточно оснований для игнорирования интересов клиентов. 

Автор: ЕЛЕНА КОВАЛЕВА 

Adblock detector