Пузырь прогресса

Розничные инвесторы почему-то увязывают перспективы роста цен отдельных технологических акций с социальным влиянием инноваций. По этому поводу возникает сколько угодно домыслов. Железных дорог сначала боялись. Считалось, что они распугают коров и кур: одни перестанут доиться, другие — нестись. Когда успокоились, возникла другая крайность. Договорились до того, что в результате их прокладки мир станет одной большой семьей, будет говорить на одном языке, управляться одним законом и верить в единого бога. 

Уоррен Баффет не устает повторять, что на сентенции о будущем человечества инвесторам в акции не нужно обращать никакого внимания. Во-первых, потому, что выигрыш от внедрения технологии может достаться не акционерам, а потребителям: если все корпорации перешли на закупки по интернету, сократили издержки и снизили цены на свою продукцию, это ведет к повышению благосостояния клиентов, а не доходов акционеров. Во-вторых, трудно понять, какие компании станут фаворитами в юной пока отрасли. Вспомните, сколько поисковиков было до Google. Баффет же приводит в пример автомобилестроение. На заре автомобильной эры в США было 2 тыс. автопроизводителей, а к нашему времени осталось три. Когда компаний, внедряющих изобретение, 2 тыс., в кого инвестировать, сказать нельзя, понятно лишь, что настал час шортить лошадей. Баффет даже приводит статистику по лошадям: в 1900 году в США их насчитывалось 21 млн, а в 1998-м — 5 млн. 

Автор: Елена Чиркова

Adblock detector