Осторожно: «злые сказочники» из НПФ, или Как сохранить контроль над своими пенсионными накоплениями

Фото Осторожно: «злые сказочники» из НПФ, или Как сохранить контроль над своими пенсионными накоплениями

Некоторые негосударственные пенсионные фонды в погоне за деньгами россиян используют формы и методы работы, смахивающие на обыкновенное мошенничество. Поскольку мошенничество – статья УК РФ, а мы не правоохранители и не можем выдвигать обвинения, будем называть агентов этих НПФ «злыми сказочниками», а тезисы их бесед с гражданами – «вымыслами». Итак, что за вымыслы, какова действительность и главное – как уберечь свои денежные средства от недобросовестных «доброжелателей»?

В органы Пенсионного фонда РФ всё чаще обращаются граждане с вопросами о своих пенсионных накоплениях: куда их перевели, могут ли они пропасть и как этого избежать (и возможно ли). Что же так встревожило граждан? Звонки и визиты неких личностей, представляющихся работниками «пенсионного фонда» и предупреждающих, якобы каждый, кто не переведет инвестирование своих средств в ведение той или иной организации, потеряет значительную часть пенсионных накоплений.

Утверждения данного рода не имеют ничего общего с действительностью. Это во-первых, а во-вторых, злые сказочники, сообщающие таковое, не являются представителями Пенсионного фонда РФ. Они имеют отношение к негосударственным пенсионным фондам, позволяющим или даже указывающим своим агентам использовать в работе вымыслы – искажение или неверное толкование норм пенсионного законодательства.

Что же это за вымыслы?

№1: «Согласно новому закону (или просто «согласно законодательству») средства пенсионных накоплений должны быть обязательно переведены в НПФ». Сроки «обязательного перевода» при этом могут варьироваться.

На самом деле: никакой законодательной нормы, обязывающей граждан переводить деньги в НПФ, нет. Скорее всего, и быть не может. Пенсионные накопления, составляющие 6% от совокупного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, могут инвестироваться через ПФР (в Государственной управляющей компании (ГУК) или одной из негосударственных управляющих компаний) или негосударственный пенсионный фонд. «По умолчанию» средства находятся в ГУК, а граждане по закону могут до 31 декабря подать заявление о выборе способа инвестирования средств пенсионных накоплений на следующий год: или перевести средства в НПФ (для этого нужно ещё и заключить договор с НПФ), частную УК, или напротив – вернуть их обратно в ГУК. Но любой из двух вариантов – ПФР/ГУК или НПФ/ЧУК – гражданин выбирает совершенно добровольно.

Вымысел №2: «В следующем году пенсионные накопления граждан пропадут».

На самом деле: у граждан, которые при реализации права на формирование накопительной части трудовой пенсии выберут НПФ или УК, накопительная часть будет формироваться, исходя из тарифа в 6%; у граждан, не принявших решения о выборе способа инвестирования и не подавших соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда («молчунов»), размер накопительной части составит 2%. На накопительную часть пенсии граждан, которые ранее уже передали свои пенсионные накопления в управляющие компании, НПФы или сменили инвестпортфель ГУК, на накопительную часть по умолчанию по-прежнему перечисляется 6%. И ничьи деньги никоим образом не пропадут: либо накопительная часть будет формироваться по тарифу 6%, либо 4% будут переведены в распределительную систему. По существу, формирование накоплений по тарифу в 6% решено оставить только для желающих активно их инвестировать.

Обратите внимание также на тот факт, что сотрудники ПФР занимаются обслуживанием граждан в офисах, а на дом выезжают только к тяжело больным людям по их вызову. К тому же, нанося гражданину визит, специалист Пенсионного фонда обязан предъявить удостоверяющие документы.

Что же касается телефонных звонков, сотрудники ПФР не имеют права и не используют обзвон для разъяснения норм законодательства с целью привлечь граждан к выбору того или иного варианта инвестирования средств пенсионных накоплений. В то же время агент НПФ по телефону может сказать, что вас беспокоят «из пенсионного фонда», не уточнив из какого именно…

Итак, к вам позвонил или пришел незваным гостем злой сказочник.
Как не позволить ему использовать ваши деньги по его выбору, а не вашему?

Прежде всего, не сообщайте свои персональные данные (ФИО, СНИЛС, год рождения, номер паспорта с датой выдачи).

Во-вторых, помните, что никто не может законно изменить способ инвестирования пенсионных накоплений гражданина без его волеизъявления, которое согласно закону выражается в подаче заявления в выбранный НПФ и подписании с ним договора.

В-третьих, не забывайте и не ленитесь внимательно читать предлагаемые Вам заявления и договор, если можете их подписать (как и в любых жизненных ситуациях).

В-четвертых, при обращении к вам агенты могут утверждать, что уже располагают сведениями о ваших персональных данных. Это вправду не исключено, поскольку многие компании занимаются и пенсионным, и медицинским страхованием, вот и получают упомянутые сведения о гражданах. Проводя обзвон, у вас фактически спрашивают согласие на перевод средств, чтобы впоследствии, получив уведомление о переводе средств ваших пенсионных накоплений в НПФ (хотя заявления Вы не подавали), это не было для вас сюрпризом и вы не предъявляли претензий. Повторяем, что используемые при этом тезисы о «потере» то ли 6%, то ли 60% накоплений не соответствуют действительности. Разумеется, давать согласие не стоит, и уже имеющиеся сведения о вас – не аргумент, а вымысел – тем более.

Если же вы не подавали никаких заявлений и не давали согласия на перевод средств, но тем не менее получили по почте уведомление о переводе ваших накоплений в ведение НПФ, – настоятельно рекомендуем подать жалобу в территориальный орган Пенсионного фонда РФ и обратиться в органы прокуратуры по факту незаконного перевода средств ваших пенсионных накоплений.

Так что будьте внимательными и выбирайте пенсионный фонд и управляющую компанию осознанно, прежде всего на основании собственного анализа.

Явление вымыслов от злых сказочников комментирует президент НПФ Сбербанка России Г.В. Морозова.

Рассматривая проблему мошенничества, нужно для начала обратить внимание на несовершенство нормативно-правовой базы и излишне забюрократизированные процедуры заключения договоров о переводе пенсионных накоплений.

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов, в которую входит НПФ Сбербанка, предлагает предоставить возможность гражданам подавать заявление на перевод накоплений с помощью портала государственных услуг (gosuslugi.ru), а также ужесточить и формализовать уголовную и административную ответственность за фальсификацию документов по переводу пенсионных накоплений. Подобные меры позволят значительно снизить мошенничество недобросовестных агентов в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС).

НПФ Сбербанка совместно с партнерами предпринимает активные меры по предотвращению неправомерных действий агентов. Например, наш официальный партнер «ФЦ-Мегаполис», который реализует пенсионные продукты более чем в 40 регионах России, запустил уникальный сервис «Проверь своего агента» на своем сайте. С его помощью потенциальные клиенты могут узнать, являются ли агенты официальными представителями НПФ Сбербанка.

Кроме того, проверить состояние своих пенсионных накоплений гражданин может с помощью портала государственных услуг, либо в «Личном кабинете» на сайте своего НПФ. Клиент НПФ Сбербанка может также обратиться в региональное отделение ОАО «Сбербанк России».

Чтобы уберечься от недобросовестных агентов, необходимо внимательно изучать предлагаемые специалистами документы и при необходимости уточнять полномочия агента. Кроме того, очень важно самостоятельно изучить и сравнить информацию об основных НПФ: сколько работают на рынке, кто учредитель, основные показатели работы.

Фото Александр Некрот
Adblock detector