Все способы обмана со стороны пенсионных агентов рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан

Фото Все способы обмана со стороны пенсионных агентов рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан

Российский рынок НПФ подразделяется на розничные фонды, которые ведут продажи через агентские сети, и на корпоративные, которые ведут продажи силами своих менеджеров, без агентов. Проблему мошенничества со стороны пенсионных агентов порождают первые (розничные НПФ), но актуальна она для всего рынка. Интернет забит жалобами на обман агентами розничных фондов, есть и названия этих фондов (в основном упоминается 4–7 НПФ).

У «Большого пенсионного фонда» агентов нет, поэтому мы не входим в список таких НПФ. Однако мы регулярно сталкиваемся с жалобами клиентов, что их перевели куда-то без их ведома.

В 2009–2010 годах многие НПФ привлекали граждан через собственные офисы и собственных менеджеров, а с 2011 года, в погоне за количеством договоров, участники рынка начали вкладываться в развитие продаж через сети агентов и партнеров (в лице банков, страховых компаний и салонов сотовой связи). В итоге случаи обмана граждан учащаются, а осознанное решение гражданина подменяется ― с помощью манипулирования со стороны агента НПФ или сотрудника банка. Проблема настолько распространена, что недавно государство приняло ряд законов, тем самым ужесточив наказание за мошеннический перевод в НПФ. Кроме того, будет введено ограничение на частоту переходов из фонда в фонд ― до одного раза в пять лет (это также способ борьбы с недобросовестными агентами НПФ).

Как обманывают агенты НПФ

  1. Бывает прямое мошенничество: когда, имея на руках данные вашего СНИЛС, подделывают подписи в документах и переводят ваш накопительный счет без вашего ведома. Начиная с 2013 года, новые нормы законодательства позволяют серьезно за это наказывать. Чтобы привлечь агентов, нужно обратиться в прокуратуру и/или ФСФР, ПФР по месту жительства. Стоит отметить, что подделка подписей и перевод в НПФ без ведома гражданина встречаются все реже ― в свете ужесточения ответственности НПФам невыгодно поощрять своих агентов к такому прямому обману.
  2. Массовое распространение, по всей России, получил поквартирный обход: когда агенты частных НПФ выдают себя за сотрудника ПФР и, с помощью различных тактик, «вытягивают» из гражданина подписание договора ОПС. Например, «Не хотите потерять пенсию? Срочно подпишите новый принятый образец договора с ПФР» или «Мы из ПФР. Хотите иметь карточку, чтобы счет смотреть пенсионный? Подпишите тут!». При попытке уточнить ФИО, название фонда, документы ― разговор обрывают и исчезают. Способ настолько массовый, что в ряде регионов ПФР был вынужден заявить, что не имеет к этому отношения.
  3. Третий распространенный способ мошенничества ― навязывание перевода накопительного счета при получении кредита в банке, страховки в страховой компании или при покупке телефона в салоне связи. Когда зачем-то просят ваш СНИЛС ― все будет как в пункте 1. Либо подсовывают договор ОПС в пачке бумаг. Гибридом данного способа обмана является работа псевдокадровых агентств. Агентская контора НПФ маскируется под кадровое агентство, зовет людей на собеседования и говорит: «Нужно заполнить договор ОПС, чтобы мы вам нашли работу». Или: «Вот работа агентом НПФ, но сначала вы свой договор ОПС прямо сейчас заключите». Понятно, что в такой схеме поиск вам работы ― вопрос вторичный.

Все способы, кроме подделки подписей, сложно доказуемы, ведь вы ставите подписи добровольно, а как было на самом деле ― может доказать только видео/аудиозапись, которую, конечно же, никто не вел. Потому они и распространены.

Как защититься

Рекомендации простые: не открывать двери случайным людям, заключать договор ОПС только в офисах НПФ, не давать свой СНИЛС каждому встречному. К сожалению, все способы обмана рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан.

Фото Алексей Ищенко