Правительственные инициативы ставят под вопрос существование накопительной пенсионной системы

Фото Правительственные инициативы ставят под вопрос существование накопительной пенсионной системы

Создание института НПФ является важным этапом развития пенсионной системы России. Его главной целью можно считать переход от распределительной системы формирования пенсий к накопительной. То есть, в перспективе каждый работник мог бы формировать свою пенсию сам, без решающего вклада со стороны государства. В долгосрочном периоде реформа, начавшаяся еще в 2003 году, должна была значительно сократить нагрузку на федеральный бюджет и налогоплательщиков. Однако последние события в сфере регулирования НПФ вызывают сомнение относительно сохранности существующей пенсионной системы.

До 2013 года из 22% страхового взноса, который работодатель платил с зарплаты своего работника, 6% составлял солидарный тариф, который шел исключительно на выплаты нынешним пенсионерам, никак не влияя на размер будущей пенсии. Еще 10% — так называемый страховой тариф (это средства, также выплачиваемые в виде пенсий в текущем году), однако в этом случае общая сумма платежей с работника определяет его будущей доход. И, наконец, 6% работник мог перевести в негосударственный пенсионный фонд для формирования накопительной части. Эти средства становились его собственностью, с перспективой получения увеличенного дохода от управления активами профессиональными инвесторами. Кроме того, будущий пенсионер получал возможность распоряжаться накопленными деньгами, например, передавать их по наследству.

Однако для покрытия пенсионных обязательств государства существующих выплат по тарифам недостаточно. В 2012 году ПФР направил на выплату пенсий 4,5 трлн. рублей, при этом взносы по страховой и солидарной части составили всего 3 трлн. рублей. Еще 480 млрд. пришлось на доход от накопительной части, однако половина из этих средств была направлена в НПФ. С учетом выплат по прочим социальным обязательствам дефицит ПФР, оплачиваемый государством в 2012 году, достиг 2,8 трлн. рублей. В структуре расходов федерального бюджета статья отчислений в ПФР является самой большой и достигает 20% .

Неудивительно, что из-за начавшегося замедления в экономике и, соответственно, снижения доходов бюджета предпринимаются попытки оптимизировать бюджет за счет расходов на ПФР. Еще в 2012 году было объявлено о сокращении доли накопительной части пенсии с 6% до 2% у «молчунов» (людей, не написавших заявления на перевод средств в НПФ). Осенью начались разговоры о том, что 245 млрд. рублей, полученных НПФ в 2013 году, будут конфискованы и направлены в ВЭБ, в то время как сами фонды будут проверяться Центральным Банком для получения лицензии и регистрации в системе страхования накоплений. Затем появились заявления о том, что средства и вовсе будут направлены на страховую часть, аналогичным образом накопительная часть будет «заморожена» в 2014 году. Подобные меры ставят под вопрос существование накопительной пенсионной системы в принципе.

Представители власти сообщают, что после необходимой проверки средства будут возвращены в НПФ, но механизмы и сроки возврата денег до сих пор остаются неопределенными. Изъятие средств для акционирования и лицензирования НПФ можно было бы объяснить переводом средств в ВЭБ, однако их расходование на выплату текущих пенсий не оставляет сомнений, что конечная цель операции — попытка покрыть возможный бюджетный дефицит по итогам года (245 млрд. составляют около 1,6% годового бюджета, прогнозируемый дефицит — 0,7%).

Ликвидация системы частных пенсионных накоплений выглядит как жертва долгосрочных целей перед текущей задачей свести баланс бюджета любыми средствами. Однако окончательное решение все еще не принято. Участниками системы НПФ в 2013 году являются более 20 млн. человек, имеющих около 1 трлн. рублей накоплений. Их численность растет на 3–4 миллиона человек ежегодно. Для НПФ подобный шаг властей будет серьезным препятствием в развитии. Получать дополнительные средства для управления они смогут, только если граждане пожелают вносить на пенсионные счета средства, помимо уплачиваемого страхового тарифа в 22%. Это означает, что рост культуры частных пенсионных накоплений будет остановлен на длительное время, а ряд НПФ будут вынуждены уйти с рынка из-за недостатка финансирования.

Для фондового рынка угроза сокращения активов НПФ на данном этапе не является серьезной и, скорее, представляет собой упущенную выгоду (от потенциального роста отчислений). Например, в США на протяжении последних 20 лет институт частных пенсионных программ оказывал существенную поддержку фондовому рынку (активы пенсионных фондов составляют порядка 16% от его капитализации). В России аналогичный показатель можно оценить на уровне 5%, при этом объем активов в акциях, скорее всего, еще меньше, так как управляющие компании предпочитают приобретать корпоративные облигации и государственные долговые бумаги (в США после кризиса приблизительно 55% на 45% в пользу долговых бумаг).

Сейчас население может слабо повлиять на будущее накопительной части. Если же система частного пенсионного накопления продолжит свое существование, разумно будет передать средства в управление НПФ. Премьер-министр продлил такую возможность до 2015 года, однако в случае прекращения ее функционирования выбора, зависеть будущим пенсиям от государства или нет, практически не останется.

Мы считаем, что перевод денег из НПФ на выплаты текущих пенсий является недопустимой мерой, способной на длительное время подорвать доверие граждан к пенсионной системе. Окончательный законопроект еще не принят, и общественное недовольство еще может повлиять на решение правительства. Некоторые члены правительства, например министр экономического развития Улюкаев, предлагают ограничиться переводом средств на хранение в ВЭБ на время лицензирования НПФ в 2014–2015 годах. Такой вариант, на наш взгляд, является более приемлемым, хотя полных гарантий возврата средств в НПФ он также не гарантирует.

Министерство финансов должно искать иные меры для преодоления бюджетного дефицита. Наиболее правильным вариантом стало бы сокращение темпов увеличения расходов на национальную оборону. Только в 2014 году эта статья в бюджете вырастет на 500 млрд. рублей. Половины этих средств было бы достаточно для того, чтобы оставить частные накопления граждан их собственникам, одновременно решив проблему бездефицитного бюджета.

В долгосрочной перспективе именно частные накопления должны формировать основную часть пенсии. Первые пенсионеры, способные воспользоваться преимуществами современной системы, должны появиться в 2022 году — значит, с этого момента разумно будет постепенно увеличивать долю накопительного тарифа в общем объеме платежей. Тем важнее сохранить накопительную часть в ближайшие годы.

Фото Владимир Киселев