Рынок ценных бумаг и Население: история взаимоотношений и перспективы

Как все начиналось: Love Story

Началом истории взаимоотношений фондового рынка и Населения можно считать народную ваучеризацию первой половины девяностых.  Тогда Население впервые подержало в руках настоящую Ценную бумагу, что стало, по сути, отправной точкой дальнейшего развития «привязанности». Увы, любовь с самого начала не сложилась. Номинал в 10 000 рублей был для Населения унизительным, и оно разделилось на 3 группы. Первые решились и поменяли ваучеры на акции предприятия, на котором работали. Вторые обратились в Чековые Инвестиционные Фонды (ЧИФы), первые аналоги сегодняшнего доверительного управления, которые уже тогда предлагали своеобразную диверсификацию портфеля. Третьи просто пошли и продали свои ваучеры первым или вторым. Или просто положили на полку. Однако, были и те, кто свои первые капиталы вложил в покупку ваучеров, приобретая их на местечковых товарно-сырьевых биржах или просто на улицах, стоя рядом с «валютчиками». Их было немного, но именно они начали с ваучеров свой путь к созданию капитала.

Параллельно с этим бушевал  МММ. Именно он стал базой для формирования стереотипа  относительно акций у Населения. И, к сожалению, даже сейчас разделить фондовый рынок и МММ-пирамиду в умах определенного поколения практически невозможно.

Обратно к насущному. С 94-го по 98-ой год рынок показал свой первый взлет. Знаменитая «рашка» (РАО «ЕЭС России»), первая реальная «голубая фишка», стартовав с уровня ниже рубля, превысила 6 рублей, ознаменовав апогей российского роста девяностых. Банки, инвестиционные компании и просто предприимчивые люди покупали у Населения только что распределённое.  Люди почуяли запах первых денег, пусть не таких больших, но уже реальных. Стали улучшаться жилищные условия, покупаться Лады «четверки», «восьмерки»… В воздухе царила эйфория, ваучеризацию ругали всё меньше… Можно было покупать практически что угодно: росло всё. Казалось, что это будет продолжаться вечно. Тогда и начался вторичный интерес Населения к акциям. Заключались первые брокерские договоры, а к компаниям пришло осознание, что это уже бизнес.

А потом первое разочарование — первый кризис. Это как измена. Простить можно, но забыть – никогда. Я помню, как ко мне в начале октября 98-го пришел один мой знакомый, закредитованный «по самые уши», и попросил купить у него 100 000 акций Газпрома по 70 копеек за штуку. Тогда это было меньше 10 тысяч долларов за пакет. А мог бы за 10 лет заработать миллион…

Но фондовый рынок не любит сослагательного наклонения. Начало двухтысячных было сложным, как смута. Вернуть потерянное доверие оказалось непросто. Потом начался новый рост. К середине первого десятилетия нового века люди уже накупили ЮКОС. 70% капитализации российского рынка… И снова разочарование.

А потом были народные IPO  и акции ВТБ выше 13 копеек. Затем частичный обратный выкуп по цене размещения. Для Государства получилось потрясающее длинное РЕПО по нулевой ставке. У фондового рынка и Населения всё складывалось так, что любовь не могла стать взаимной…

 Рост капитализации РЦБ: роль Населения

На фоне оттока капитала с отечественного фондового рынка встает резонный вопрос: «А откуда организовать приток?» Ответ очевиден — нужно искать внутренние ресурсы.

По оценкам журнала РБК капитализация фондового рынка к концу марта 2012 года только за счет free-float (акций, находящиеся в открытом обращении на бирже) составляла примерно 360 млрд долларов или почти 10,5 трлн рублей. В то же время, по данным Центрального Банка России на по состоянию на тот же период в депозитах физических лиц находилось почти 11,8 трлн рублей. Это больше, чем стоит весь биржевой рынок free-float. И если хотя бы четвертая часть этих денег на тот момент пришла бы на отечественный фондовый рынок, индекс ММВБ имел бы все шансы показать свои новые исторические максимумы!

Но, увы, как мы уже выяснили, любовь была не взаимна. Это только в США каждый четвертый гражданин является акционером какого-нибудь своего любимого американского акционерного общества. У нас своя специфика.

В 2012 году проводилась конференция на базе РСПП, на которой говорилось об уровне финансовой грамотности населения. Точнее, об её отсутствии, этой самой грамотности. Один из участников рассказывал, что у него был диалог с Министерством Образования РФ. На встрече последнему была предложена помощь со стороны бизнеса в подготовке и даже проведении необходимых мероприятий, цель которых – появление хотя бы одного учебного часа занятий в старших классах, посвященных вопросам финансовой грамотности, чтобы граждане уже со школы учились разбираться в нюансах кредитных продуктов, «на пальцах» понимали разницу между акциями, облигациями и депозитами. Попробуйте угадать результат таких вот инициатив…

Несбыточная мечта Государства — привлечь капиталы населения на фондовый рынок. Что же делает для этого Государство? К примеру, чтобы ограничить отток денег Населения во время второго кризиса, были отменены налоговые льготы для тех, кто держал свои акции более 3-х лет. Население проявленное «внимание» к себе «оценило».

И всё же, можно ли надеяться на Население как на источник увеличения капитализации фондового рынка? Тут есть свои «за» и «против».

Вот «за»:
— Как ни крути, с точки зрения доходности инструменты фондового рынка, будь то прямой рынок акций или структурные интеллектуальные продукты, всегда будут потенциально более привлекательны, чем банковский депозит;
— Рынок акций как ёмкая часть фондового рынка является рынком реальных активов: за ними стоит реальное производство, реальный сервис, реальный бизнес;
— Акции являются хорошим инструментом для формирования собственного капитала, давая Населению возможность участвовать своими сбережениями в большом бизнесе путем приобретения его доли. Можно, конечно, вкладываться и в свой бизнес, однако по статистике 90% всех новых ООО и ИП закрываются в первые 3 года своего существования.

А вот «против»:
— Фондовый рынок требует хотя бы минимальной теоретической подкованности, хотя бы минимального уровня финансовой грамотности;
— Зачастую входной порог в те или иные инструменты может быть достаточно высоким;
— История показывает, что гарантий защищенности со стороны Государства для Населения пока, увы, нет никаких.

В последнем аргументе, как ни странно, кроется ключ успеха: если дать людям низкорисковый понятный продукт с удобным сервисом, то есть шанс потягаться с депозитами.
И еще на заметку: немалая доля вышеупомянутых депозитов — это депозиты сроком на 1-3 года. Это хорошая новость — у населения есть "длинные" деньги.

Пути повышения привлекательности Фондового рынка в глазах Населения

Так как же привести Население на фондовый рынок? История показывает, что без участия Государства тут не обойтись. Но и без взаимной любви между Населением и профучастниками тоже.

Сейчас ни одна из сторон в другой не заинтересована. Крупным брокерам нужны крупные клиенты. Надо признать, что брокеридж в чистом виде как посреднический бизнес в России уже давно перестал быть эффективным. В условиях жесткой конкуренции, в том числе и ценовой, это направление бизнеса вряд ли можно назвать высокомаржинальным. Только единицам компаний удается зарабатывать на оборотах. Большинство же получает прибыль от сервисов, процентов  по долгосрочным маржинальным позициям, обучения, консалтинга, торговых роботов и прочего. Именно по этой причине целевым для брокеров становится крупный клиент, теоретически и, желательно, практически подготовленный. При этом планка минимальной суммы, необходимой для открытия брокерского счета, продолжает постоянно повышаться.

Такой подход вряд ли сильно увеличит приток денег Населения на рынок.
В итоге, складывается ситуация, когда массовый клиент не заинтересован в инструментах фондового рынка по причине своей низкой финансовой грамотности и отсутствия готовности вложения единоразово крупных сумм, а профучастники, в свою очередь, не заинтересованы в клиентах "вне денег". Государство же осознает актуальность проблемы, но не знает, что делать и как ее решать.

Чтобы ситуация разрешилась, необходимы одновременные движения навстречу друг другу. Со стороны Государства это могло бы выглядеть так:

  • Запустить федеральную программу поддержки населения, проявляющего активность на фондовом рынке;
  • Обязать публичные компании на законодательном уровне соблюдать определенный минимальный уровень free-float по своим бумагам;
  • По ряду компаний с государственным участием сделать публичную оферту по buy-back с определенным уровнем доходности и сроком не менее 5-7 лет, например, по ставке рефинансирования или заранее фиксированной. Это даст определенные гарантии и снизит риски инвестирования для Населения.

Последнее вообще вполне реально. Если в рамках федеральной программы софинансирования Государство пошло на прямую раздачу денег, то, возможно, есть шанс найти ресурсы для выкупа реальных активов. А чтобы ситуаций с необходимостью выкупа не возникало, власти сделают все возможное для эффективной работы самих эмитентов, результат которой будет отражаться на рыночных ценах бумаг. И Государство как акционер будет иметь реальные рычаги  влияния на происходящее.

А как же на ситуацию могут повлиять профучастники? Здесь необходимо признать, что проект по работе с Населением является долгосрочным, и срок окупаемости этого направления исчисляется, вероятнее всего, пятилетиями. Компании могут расценивать эти вложения как венчурные инвестиции. Миссия благородная, хотя и сложная.

Поскольку сегодня контингент потенциальных клиентов фондового рынка очень отличается от целевой аудитории  классического брокериджа, возможно, наступило то время, когда  профучастникам нужно просто объединить усилия в рамках Партнерских отношений. Ведь потенциальные клиенты, которые приходят к крупным брокерам, не имея в кармане достаточной суммы для пользования их услугами, представляют интерес для тех, кто как раз и предлагает простые доступные продукты для этого сегмента рынка. Объединив усилия, профучастники смогут популяризировать рынок ценных бумаг в обществе. Такой подход уже давно практикуют банки, продавая агентские продукты или даже рекомендуя партнера, конечно, на не безвозмездной основе.

Надо понимать, что цель привлечения Населения на фондовый рынок носит явно выраженный социальный характер. Сделать фондовый рынок доступным и понятным для Населения — вот путь, который может привести капиталы на рынок. И это должно обязательно поддерживаться Государством на уровне законодательно закрепленных льгот как для Населения, так и для профучастников. Как это будет оформлено – как налоговые льготы или как федеральные программы – вопрос второй. Одно точно: государственное участие в этом процессе из области must be.

Из всего сказанного можно сделать один вывод: инициатива повышения популярности фондового рынка в глазах Населения может пойти только от бизнеса при поддержке Государства. Как показывает история, в отрыве от профучастников у Государства это получается как-то не очень. А Население вряд ли выступит с инициативой…

Что может предложить или уже предлагает Населению бизнес? Удобство, доступность, понятность. С понятностью сложнее – компании еще не научились говорить о фондовом рынке на языке клиента. А вот удобство и доступность полностью зависят от уровня технологий, продуктового ряда и от стратегии бизнеса. Возможно, компаниям для этого даже нужно выдавать отдельный вид лицензии. Например, на работу со счетами физических лиц с суммами до ххх тыс. руб. или с ежемесячными оборотами до хххх тыс. Цель таких лицензий — выделить это направление в отдельное, стратегическое, в первую очередь, для Государства. Ведь рано или поздно вопрос может стать критически актуальным. И тогда "из-под палки" народ на рынок со своими сбережениями не загнать — заставить не получится, это ведь не национализация банковских вкладов или накопительной части пенсии с последующим обменом на госпакеты. Хотя… Идейка была бы забавная…

Фото Владимир Филяшин