Банки для детей: финансовая грамотность и не только

Фото Банки для детей: финансовая грамотность и не только

Настоящей статьей мы открываем животрепещущую серию о детском банкинге. Нас интересует теория и практика: что это за явление, в чем особенности отечественного банкинга «лицом к детям», какие перспективы, что уже сегодня делается российскими банками для детей. А помогут нам в изучении темы эксперты – представители разных кредитных организаций. Итак, что такое детский банкинг, в чем особенности российского явления и каковы его перспективы?

Об отличиях отечественного явления от западного

Олег Скворцов, заместитель председателя правления «Ренессанс Кредит»:

– В мировой банковской индустрии есть целый комплекс разнообразных мер, нацеленных на активное вовлечение в использование банковских услуг школьников и студентов. Для первых открываются специальные счета, авторизуемые родителями, придумываются игровые интерфейсы интернет-банков. Для вторых создаются инновационные и экспериментальные форматы офисов, совмещающие в себе, например, банковское отделение и кафе.

Полагаю, что появление этих технологий у нас – это вопрос времени. По сравнению со многими развитыми странами розничная банковская деятельность в России прошла гораздо более короткий путь в силу исторических обстоятельств и причин.

Источник: Virgin.com

Павел Чернявский, Первый заместитель Председателя правления ОАО «АБ «Пушкино»:

– По нашему мнению, детский банкинг в российской банковской системе пока в зачаточном состоянии. Есть фрагментарные акции и предложения для юных клиентов, но все это больше носит исключительный характер, нежели системный. Причин несколько. Самая главная – российский рынок пока не достиг той глубины конкуренции, которая заставила бы банкиров обратить внимание на эту категорию потенциальных клиентов: во-первых, еще и взрослое население не полностью охвачено банковскими услугами, во-вторых – юное поколение не рассматривается нашими банками как платежеспособная категория клиентов. В отличие от западных стран, где ведущие банки уже давно борются за карманные деньги молодого поколения. В ряде европейских стран уже для учеников школ введены специальные вклады, кроме того, сами родители осознанно открывают счета своим детям в банках, чтобы те могли самостоятельно управлять своими финансами, таким образом формируя с детства грамотный и рациональный подход к управлению личными финансами.

Оксана Мисане, Вице-Президент СМП Банка:

– Проблема российского населения в низкой финансовой грамотности. По статистике, до сих пор большинство операций по банковским картам в нашей стране — это снятие наличных в банкоматах. И это при том, что банковские карты появились на нашем рынке более десяти лет назад. Но постепенно ситуация меняется — всё больше людей оценивают преимущества банковских продуктов и услуг и уже не представляют без них своей повседневной жизни.

О повышении финансовой культуры

Развитие детского банкинга невозможно без повышения финансовой культуры в целом. Какой вклад в рост культуры и финансовой грамотности вносят банки? 

Юлианна Васильева, начальник Управления по связям с общественностью и рекламе ОАО КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ»:

– Банк «АГРОПРОМКРЕДИТ» активно занимается финансовым просвещением юных россиян, проводит открытые уроки и семинары в школах и вузах страны. В этом году мы приняли участие во Всероссийской акции «День финансовой грамотности в учебных заведениях». Специалисты Банка рассказали ребятам 13 школ и вузов, что такое банк и чем он отличается от небанковской организации, какие услуги оказывает и как грамотно использовать их в повседневной жизни, что такое бюджет и как банки помогают управлять личными финансами.

Банк «АГРОПРОМКРЕДИТ» и дальше намерен занимать активную социальную позицию, делиться своими профессиональными знаниями с молодежью и оказывать помощь тем, кто нуждается в ней больше всего. Для нас это – важная и неотъемлемая часть работы.

Анастасия Тыртова, руководитель Пресс-службы ОАО КБ «Хлынов» (г. Киров):

– ОАО КБ «Хлынов» ведет также активную просветительскую и образовательную работу среди молодежи: специалистами Банка, с участием руководства, проводятся экскурсии в офисы, «Хлынов» является постоянным партнером целого ряда проектов — это различные конкурсы, олимпиады по экономике, предпринимательству, или, например, такой большой межрегиональный проект, как «Вятский экономический лагерь». Успехом пользуется наша собственная викторина «Молодой банкир». Для нас очень важно, чтобы молодые люди знали азы экономической и банковской деятельности. Конечно, кроме всего прочего, это еще и инвестиции в «человеческий капитал», ведь наши дети — это наши будущие клиенты, партнеры, сотрудники.

О специальных вкладах для детей

Татьяна Мовчан, Главный консультант отдела маркетинга и рекламы ОАО «Витабанк»:

– Витабанк предлагает вклад «Детская копилка». Открывается на имя ребенка, не достигшего шестнадцатилетнего возраста ко дню заключения договора вклада. По достижении совершеннолетия ребенок сможет самостоятельно распорядиться  накопленными денежными средствами.

Оксана Мисане, Вице-Президент СМП Банка

– В СМП Банке можно открыть любой вклад в пользу третьего лица, в том числе несовершеннолетнего. Кроме того, в данный момент мы готовим к запуску новый депозит с возможностью долгосрочного размещения средств. Также дети наших клиентов активно пользуются дополнительными картами, выпущенными к картам их родителей. Папа или мама могут установить по дополнительной карте лимит средств, которые может потратить её держатель. Таким образом, ребёнок получает в своё пользование настоящую банковскую карту, а родители имеют возможность проконтролировать, на что именно тратятся карманные деньги. Преимущество этого способа выдачи карманных денег перед наличными в том, что при утере карты её можно заблокировать, а затем — перевыпустить и таким образом не потерять деньги.  Вообще знакомство ребёнка с банковской картой уже с раннего возраста развивает его способности обращения с деньгами и приучает пользоваться различными банковскими технологиями.

Банк поможет ученику пообедать!

А завершим мы сегодняшний обзор описанием интересного эксперимента в Казани от банка Стройкредит. Эксперимента, который выводит детский банкинг в России на качественно иной уровень.

Стройкредит с целью организации безналичной оплаты питания в образовательных учреждениях установил в школах Казани банковские терминалы, предназначенные для специальных «карт учащегося». Такая карта – это бесконтактная пластиковая карта с именем, фамилией и фотографией ребенка. К карте прикреплен личный счет ребенка, который родители могут пополнить через терминалы оплаты у входа в школы, с банковской карты или банковским переводом. Для карты установлен дневной лимит овердрафта, в случае отсутствия средств – предоставляется лимитированный кредит. Ученик предъявляет карту в школьной столовой, и деньги списываются с его счета. Карта персонифицирована, поэтому в случае утери или кражи карты средства на ней сохраняются. И кстати, родители благодаря SMS-информированию узнают, сколько потратил ребенок на питание, во сколько он поел и что именно у него было на обед. Это ли не мечта любого родителя? И больше никакой потери карманных денег!

В планах организаторов – привязка карты к турникетам на входе в школу, а также появление опции оплаты дополнительных внешкольных занятий через те же терминалы. Это поможет родителям отслеживать, где находится ребенок и на что тратятся его средства.

…Детский банкинг еще только начинает свой путь в России. Однако, видя определенные смелые шаги, а также стремление банков в целом развиваться в этом направлении, можно предположить, что будущее у детского банкинга в нашей стране есть. И это будущее – уже не за горами. А в следующей статье нашей серии читайте о конкретных проявлениях заботы банков о детях.

Фото Елена Чебыкина