Пенсионная реформа в 2013-2014: что государство нам готовит?

Фото Пенсионная реформа в 2013-2014: что государство нам готовит?

Вот уже в течение нескольких месяцев в СМИ не умолкают рассуждения о грядущей пенсионной реформе. Подробно освещалось и бурное обсуждение этой реформы в правительстве, вызвавшее настоящую конфронтацию между министерствами труда и финансов. Однако, для тех, чьи интересы непосредственно затронет реформа, — рядовых россиян она остается, как правило, чем-то абстрактным и непонятным, а то и вообще неизвестным. Социологический опрос, проведенный Фондом общественного мнения (ФОМ) показал, что конкретными знаниями о самом факте реформы обладают только 16% трудящихся. При этом многие из них неправильно интерпретируют полученную информацию. Например, на вопрос о сути преобразований люди чаще всего отвечали: «повышение пенсионного возраста». А про изменения, касающиеся накопительной части трудовой пенсии, вспомнили всего 5% опрошенных. Желая улучшить эту невеселую статистику и помочь читателям разобраться в нюансах намеченной на 2013 – 2014 гг. пенсионной реформы, Sberex.ru занялся ее изучением и анализом.

Начнем с самого волнующего…

Стаж и пенсионный возраст

Прежде всего, повторим то, что уже сказано не раз, но продолжает волновать россиян. Пенсионный возраст повышаться не будет. По крайней мере в рамках нынешней реформы.

А вот требуемый стаж повысят. Но и тут необходимо развеять грозные слухи: размер обязательного стажа, необходимого для получения пенсии, составит 10 лет (по сегодняшней системе – 5 лет). Когда речь заходит о более долгих сроках в 30-40 лет, имеется в виду стаж, требуемый для получения максимальной пенсии. Так что трактовки типа «если 30 лет не отработаешь, пенсии не получишь» полностью лишены оснований.

«Максимальный» стаж изначально планировался на уровне 40 лет, однако по указанию президента был снижен до 35 лет, а в последнем заявлении вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец (одного из авторов пенсионной реформы) речь шла уже о 30 годах. Именно столько нужно будет отработать, чтобы получать максимальную пенсию, равную 40% от утраченного заработка (на языке чиновников это называется «пенсия с коэффициентом замещения 40%»). Характерно, что этот аспект реформы поощряет людей продолжать трудовую деятельность вместо выхода на заслуженный отдых – таким образом планируется подправить демографический дисбаланс.

Любопытно также, что, согласно данным опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), большинство граждан (76%) поддерживают «привязывание» пенсии к размеру стажа, однако не хотят работать много: за 40-летний стаж как гарантию максимальной пенсии высказалось всего 12% опрошенных.

Особый подход к особым  категориям.

Отдельный раздел реформы – пенсии «досрочников» и самозанятых граждан. И те, и другие сегодня по факту платят в Пенсионный фонд меньше, чем остальные категории трудящихся, но имеют право на равную с ними пенсию. Правительство решило устранить такую несправедливость.

Для граждан, имеющих право на досрочную пенсию, все останется по-прежнему, а вот их работодателям отныне придется уплачивать в ПФР дополнительные взносы. Для шахтеров и работников «горячих» цехов эти добавочные взносы к 2015 г составят 9% от заработной платы, для остальных «досрочников» — 6%.

Самозанятых граждан (репетиторы, нотариусы, таксисты, предприниматели и пр.) реформа «обидит» непосредственно. Сегодня они платят в Пенсионный фонд по одному МРОТ ежемесячно. Реформа предполагает увеличение взносов: для начала в два раза, а с 2015 г. – уже в три. В случае, если самозанятый гражданин подаст соответствующее заявление, его взнос могут оставить в размере одного МРОТ, но тогда и будущая пенсия не превысит «минималки» — прожиточного минимума пенсионера.

Накопительная или солидарная?

Ну а теперь об основном пункте реформы – сокращении накопительной части пенсии. Sberex.ru уже неоднократно писал о двух принципиально разных пенсионных системах – солидарной и накопительной. Напомним вкратце об их отличиях.

Накопительная система предполагает отчисление пенсионных взносов на индивидуальный счет и инвестирование этих средств посредством специальных фондов и управляющих компаний, которые могут быть как государственными (Пенсионный фонд России, УК ВЭБ), так и негосударственными (широкий спектр НПФов). В случае успешного инвестирования к моменту выхода на пенсию накопится значительная сумма, за счет которой новоиспеченный пенсионер и будет получать свое ежемесячное пособие.

При солидарной системе денег в «материальном» виде на индивидуальном счете не хранится, а достойный размер будущей пенсии гарантируется только «честным словом» государства. Пенсионные взносы направляются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а когда сегодняшние трудящиеся постареют, им будут выдавать пенсии за счет взносов будущих трудящихся – такой вот круговорот пенсий в природе.

Сейчас в России действует смешанная система (хотя для удобства ее часто называют накопительной). Работодатель отчисляет пенсионные взносы в размере 22% от каждой официальной зарплаты. 16% из них идет в страховую (солидарную) часть, то есть на выплаты сегодняшним пенсионерам, а 6% — в накопительную (на индивидуальные инвестиции).

А теперь внимание! – основная идея проводимой ныне пенсионной реформы в том, чтобы увеличить страховую часть за счет накопительной. Государство, конечно, тоже можно понять: вследствие демографического старения населения и чуть ли не самого низкого в мире пенсионного возраста в стране становится все больше пенсионеров, а денег на всех не хватает. Вот ПФР и стремится «прибрать к рукам» шесть накопительных процентов, ведь сейчас он может только инвестировать эти средства, но не распоряжаться ими.

Правда, о полной отмене накопительной пенсии речи изначально не было. Министерство труда (основной инициатор и разработчик реформы) предлагало сократить накопительную часть в три раза – до 2% от зарплаты, а «освободившиеся» четыре процента передать в страховую часть. Тем не менее, фактически это означало бы сворачивание всей нынешней накопительной системы и серьезные проблемы для негосударственных пенсионных фондов. Поясним путем простой арифметики. Несложно подсчитать, что от среднестатистической зарплаты по стране (которая на октябрь 2012 г. равняется 26500 рублей) двухпроцентные взносы за год составили бы 6360 рублей. Заниматься инвестированием такой суммы, согласитесь, попросту бессмысленно. Таким образом, в случае реализации проекта Минтруда в сфере деятельности НПФов осталось бы только негосударственное пенсионное обеспечение, а их убытки, по подсчетам рейтингового агентства «Эксперт РА», составили бы за пять лет более 1 трлн. рублей.

Однако, против такого варианта реформы и на защиту накопительной системы встало Министерство финансов. Вся осень прошла в препирательствах Минтруда и Минфина, и, наконец, в середине ноября компромиссное решение предложил президент России Владимир Путин. 23 ноября оно было принято Госдумой, а 4 декабря окончательно утверждено президентом.

Суть компромисса в том, что россиян опять поставят перед выбором. В течение 2013 г. каждый должен определиться, какая пенсионная система ему больше по душе: солидарная или накопительная, а конкретно – выбрать между двух- и шестипроцентным размером отчислений в накопительную часть трудовой пенсии. Однако, это совсем не означает, что каждый трудящийся обязан будет известить о своем мнении Пенсионный фонд России. Заявления в ПФР нужно писать только двум категориям граждан. Во-первых, тем, кто в настоящий момент хранит в ПФР свою накопительную часть (так называемым «молчунам») и хочет, чтобы на ее пополнение по-прежнему направлялось 6% зарплаты. Во-вторых, тем, кто вступил в НПФ, но разочаровался в существующей накопительной системе и хочет перейти к солидарной. В случае неподачи заявления у «молчунов» накопительную часть сократят до 2%, а у клиентов НПФ оставят на прежнем шестипроцентном уровне.

Казалось бы, идеальное решение. Однако, под нехитрым камуфляжем демократичности вполне можно разглядеть стремление государства к «проталкиванию» солидарной системы. Согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения, 72% населения вообще ничего не слышали о сокращении накопительной части трудовой пенсии, а на вопрос «Как вы относитесь к предложению отменить накопительную систему?» затруднились ответить 56% респондентов – больше половины! Не нужно быть профессиональным аналитиком, чтобы понять, что при таком слабом уровне информированности подавляющее большинство трудящихся не станет писать никаких заявлений. А поскольку порядка 80% из них является клиентами ПФР, то они автоматически окажутся с двухпроцентной накопительной частью. Таким образом, из первого поколения «молчунов» (лиц, не перешедших ни в один из НПФов) выделится второе – те, кто по умолчанию (а в большинстве своем – по неведению) перераспределят свои будущие пенсионные взносы в пользу солидарной части. Это, конечно, совсем не означает, что их будущая пенсия будет низкой. Удручает здесь тот факт, что граждане фактически откажутся от возможности влиять на формирование своей пенсии, даже не поняв этого. Впрочем, для тех, кто впоследствии все же решит занять активную позицию, останется программа негосударственного пенсионного обеспечения.

Министерство труда обещает, что в результате нынешней реформы к 2030 г. (а именно таков «горизонт» преобразований – 18 лет) пенсия среднестатистического гражданина (то есть в данном случае такого, который всю жизнь получал среднестатистическую заработную плату) составит не менее трех прожиточных минимумов, а коэффициент замещения достигнет 40%. Оправдаются эти обещания или через несколько лет очередной премьер-министр назовет проводимую ныне реформу непродуманной, как на днях назвал пенсионную реформу 2002 года Дмитрий Медведев? Узнать это мы сможем, увы, еще нескоро. 

 

 

Фото Алексей Прокопьев