Небанковское лицо банка. О благотворительности кредитных организаций

Фото Небанковское лицо банка. О благотворительности кредитных организаций

Портрет банка не спутаешь ни с чем. Он написан такими штрихами, как кредиты и вклады, деньги и золото, акции, облигации, векселя и т.п. Однако есть у многих банков другое лицо – не совсем банковское. Лицо, которое они не всегда выставляют напоказ. В нашем обзоре – благотворительная деятельность банков.

Кульминационный «золотой век меценатства» в России пришелся на XVIII-XIX вв. Это был период масштабного развертывания благотворительности, исходящей прежде всего со стороны крупного предпринимательства. Для меценатов – банкиров, фабрикантов, купцов – благотворительная деятельность была миссией, богоугодным делом, значимым кирпичиком в формировании своей души и своеобразным осознанием ответственности за свой успех, за деньги, за славу. «Богатство обязывает» — говорил известный меценат Рябушинский.

…На территории постсоветской России благотворительность еще только набирает силу. Банки не остались в стороне: кредитные организации всё активнее и охотнее берут на себя ответственность за многие социальные проекты, однако «милосердных» банков пока не так много. А вот на западе банковская благотворительная деятельность развивается давно и успешно. Так, во Франции доля банков среди других меценатов превышает 20%. А в Соединенных Штатах благотворительность корпораций и организаций поддержана на государственном уровне: меценатам государство гарантирует определенные льготы.    

Банк ВТБ воспринимает меценатство как неотъемлемую часть своей деятельности. Для полного освещения всей своей благотворительной и спонсорской деятельности ВТБ создал интернет-проект «ВТБ – России». Ключевыми приоритетами банковской благотворительной деятельности являются спорт, культура, образование, здравоохранение и адресная социальная помощь. Среди ярких проектов Банка ВТБ – программа «Мир без слез», согласно которой Банк уже почти десять лет помогает детским больницам. Большое внимание уделяет Банк культурной и спортивной жизни социума.

Кроме того, в 2008 году ВТБ стал первым российским банком, предоставившим свою социальную отчетность. С тех пор Банк ежегодно отчитывается не только по финансовым показателям, но и по всем аспектам ориентированной на социум деятельности. Все отчеты доступны для скачивания и ознакомления в соответствующем разделе сайта Банка. 

Газпромбанк позиционирует социальную ответственность перед обществом как важный вектор жизни банка. Благотворительная и спонсорская деятельность, по определению Газпромбанка, является «инструментом содействия решению социально-значимых проблем и задач». Среди приоритетных направлений деятельности Банка – помощь учреждениям науки и образования, Русской Православной Церкви, культурно-просветительским проектам и проектам по развитию массовой физкультуры и спорта, а также малообеспеченным слоям населения.

Так, помогая Русской Православной Церкви, Газпромбанк способствует возрождению духовной культуры России. Преследуя эту цель, Банк поддерживает не только православные обители, но и общественные организации, которые работают в направлении возрождения нравственных ценностей общества. Кстати, Газпромбанк «приложил руку» к выпуску «Православной энциклопедии» – одного из наиболее авторитетных церковно-научных изданий.

Оценить реальную помощь Газпромбанка позволяет собственная статистика. По данным с официального сайта Банка, в течение года головным офисом Банка и его филиалами реализуется более 300 благотворительных проектов.

Конкретные цифры по своей спонсорской и благотворительной помощи озвучивает и Ханты-Мансийский банк:

«В течение двух последних лет более 300 млн. рублей направлено на поддержку культуры и искусства, спорта, талантливой молодежи, оказание персонифицированной помощи населению».

Активную благотворительную деятельность по целому ряду направлений ведет Национальный Резервный Банк. На странице своего официального сайта, посвященной спонсорской и благотворительной деятельности, НРБ пишет:

«Руководство АКБ «Национальный Резервный Банк» считает своим общественным долгом направлять значительную часть средств на нужды отечественной культуры, здравоохранения, социальную поддержку населения».

В копилке добрых дел НРБ – более трех десятков социально и культурно значимых проектов. Так, НРБ учредил стипендии определенным категориям студентов. Банк оказал материальную помощь ряду лечебных учреждений, оказывает регулярную помощью ветеранам ВОВ. А еще банк занимается театрами, музыкой, музеями и памятниками, литературой и книгоиздательством, организацией выставок, реставраций и т.д. В 1999 году НРБ учредил Благотворительный резервный фонд, в задачах которого – содействие развитию российской культуры. Среди проектов Фонда – поддержка здравоохранения, науки и образования, охрана культурно-исторического наследия, просветительская деятельность и др.

В самых разных сферах общественной жизни осуществляет благотворительную деятельность Промсвязьбанк. Направления деятельности перечислены на официальном сайте Банка:

«финансирование социальных программ, помощь в сфере науки и образования, меценатство в сфере культуры, поддержка духовного возрождения общества».

Среди примеров работы Банка – адресная помощь ветеранам ВОВ, поддержка детских социальных учреждений, участие в проектах, связанных с охраной окружающей среды, и др. 

Другие банки выделяют приоритетные направления и работают в их рамках. Русфинанс Банк, к примеру, занимается развитием детского спорта и культуры. Также среди осуществленных проектов Банка – поддержка социальных учреждений: детских домов, приютов, реабилитационных и лечебных центров и т.д.

Банк «АГРОПРОМКРЕДИТ» интересуется историей и книгоиздательством. Неудивительно, что в зону особого внимания Банка попала именно экономическая история. Так, несколько книг серии «Экономическая летопись России» выпущены при поддержке Банка «АГРОПРОМКРЕДИТ».

Выбор такой спонсорской деятельности АГРОПРОМКРЕДИТ объясняет тем, что «для любого бизнеса его история – это его капитал, а для банковского бизнеса в России это верно вдвойне». Банк, спонсируя издательство книг, по сути, инвестирует в будущие поколения, сберегая для них мудрость отцов».

БИНБАНК в соответствии со своей Программой Социальной Ответственности осуществляет благотворительную деятельность и помогает детям-сиротам, тяжелобольным детям, детям из малообеспеченных семей. Среди проектов интеллектуальной направленности от БИНБАНКА – спонсирование игры «Что? Где? Когда?», социально значимого проекта 1 канала «Жди меня!» и др.

Приоритетное направление благотворительной деятельности Банка УРАЛСИБ – помощь детям. В разделе «Благотворительность» официального сайта Банка приблизительно оценен масштаб ежегодной деятельности:

«Ежегодно благополучателями становятся тысячи ребят, попавших в сложные жизненные ситуации».

Особого внимания заслуживает комплексный проект Банка «УРАЛСИБ дает надежду: Образование. Работа. Жилье». Концепция проекта предусматривает долговременную, а не разовую, помощь детям-сиротам в получении образования, в трудоустройстве, в решении «квартирного вопроса».

По мнению Росбанка, между социально ориентированными программами и успешностью бизнеса есть прямая связь.

«Устойчивое развитие бизнеса неразрывно связано с улучшением социального климата и уровня образования, поддержкой культуры и ответственным отношением к окружающей среде», — подмечено на официальном сайте Банка.

Поэтому Росбанк одним из первых среди представителей крупного бизнеса стал воплощать в жизнь благотворительные, образовательные, просветительские и природоохранные программы. АКБ «Росбанк» пропагандирует своеобразную, выдающуюся позицию: нужно не просто помогать, а эффективно помогать. Так, Банк поддерживает материально наиболее интересные проекты некоммерческих общественных и государственных организаций, работающих с детьми из социально уязвимых слоев населения. Кроме того, Росбанк мотивирует своих сотрудников на милосердие, удваивая их денежные пожертвования из собственного бюджета.

Культурного города культурный банк: среди благотворительных проектов, о которых рассказал БАЛТИНВЕСТБАНК на официальном сайте – финансирование реставрации Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и скульптурного ансамбля Петра Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Банк ЗЕНИТ среди преимуществ своей концепции благотворительности называет объем финансирования благотворительных программ и системность в их реализации. Благотворительность Банка была высоко оценена со стороны: в 2011 году Банковская группа ЗЕНИТ стала одним из победителей Республиканского конкурса Татарстана «Благотворитель года» в номинации «Крупный и средний бизнес».

Корпоративная ответственность ЗАО «Райффайзенбанка» реализуется под ярким слоганом – словами Ф.В. Райффайзена «Помогайте другим, чтобы помочь себе». С 2007 года все социальные и благотворительные инициативы Банка переведены на постоянную основу. Среди приоритетных направлений «Райффайзенбанка» – помощь инвалидам, в том числе детям, помощь пожилым людям и ветеранам ВОВ, помощь детям—сиротам.

«Засветились» с благотворительными, просветительскими, образовательными, спортивными и прочими социально ориентированными программами такие банки, как Альфа Банк, Сбербанк России, МДМ Банк, МОСОБЛБАНК, ОАО «АБ «РОССИЯ», Банк Русский Стандарт, Энергомашбанк, ЮниКредит Банк и др.

Стоит добавить, что показателем активного развития корпоративного меценатства в современной России являются исследования этого направления. Так, «Ведомости» вместе с сетью аудиторско-консалтинговых фирм PwC и некоммерческим партнерством грантодающих организаций «Форум доноров» с 2007 года проводят ежегодное "Исследование корпоративной благотворительности". В разное время позиции в ТОП-10 занимали Банк УРАЛСИБ, БИНБАНК, АКБ «РОСБАНК», «Дойче Банк». Из них Банк УРАЛСИБ попадает в десятку каждый год, на протяжении последних четырех лет исследования. 

Итак, буквально за последнее десятилетие благотворительность для многих банков стала не абстрактным понятием, а вполне конкретной позицией корпоративной программы, важной строкой миссии организации. Радует, что благотворительность банков многообразна и охватывает почти все сферы социальной и культурной жизни. Также радует, что значительное внимание практически каждый банк, «замеченный» в благих делах, уделяет особо нуждающимся в помощи категориям населения, среди которых сироты и дети с тяжелыми заболеваниями.

Спорным является такой момент: почему коммерческие организации вынуждены брать на себя роль государственных структур и решать вопросы социально незащищенных категорий? Однако спор на эту тему может быть долгим и не всегда конструктивным. А конкретная деятельность банков в этом направлении делает общество сильнее, а мир добрее. И хочется надеяться, что банков, уделяющих свое время, силы и средства благотворительности, не ради PR-а, а ради благих целей, будет всё больше. И наши потомки, изучая экономическую историю России, будут читать про золотой век меценатства XVIII-XIX вв. и про его возрождение – в XXI веке.  

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник SBEREX.RU обязательна!

Фото Елена Чебыкина