Что такое краудфандинг? Kickstarter — лидирующая платформа

Фото Что такое краудфандинг? Kickstarter - лидирующая платформа

На рынке инвестиций стремительную популярность приобретает краудфандинг – массовые микроинвестиции, пишет британское издание The Economist. Инвесторы, желающие собрать средства для реализации конкретных проектов, обращаются к пользователям Интернета с просьбой вложить в их дело небольшие суммы денег. Лидер этого нового рынка инвестиций, сайт Kickstarter, смог всего за один месяц собрать 10,3 миллиона долларов.

Недавно всеобщую популярность приобрели PEBBLE – часы, которые отображали сообщения с айфона. Похоже, их популярность может затмить другое детище изобретателей PEBBLE —  Kickstarter. Сайт краудфандинга (массовых микроинвестиций) с аналогичным названием сумел собрать 10,3 миллиона долларов от 68 929 посетителей. Предыдущая рекордная сумма в 3,3 миллиона долларов, собранная видеоигрой  Double Fine Adventure, выглядит, по сравнению с успехом  Kickstarter, совсем несерьезной. Добавим, что ни один проект краудфандинга, стартовавший в сети до февраля 2012 года, не смог собрать более миллиона долларов за месяц. Теперь эту планку смогли перешагнуть семь стартапов.

На сайте Kickstarter любой человек может попросить посетителей пожертвовать небольшие суммы денег. Эти центы и доллары, многократно умноженные тысячами нажатий на кнопки «инвестировать», в результате дают возможность энтузиастам довести свое дело до конца.

Сегодня рынок краудфандинга переживает бум. По прогнозу исследовательской компании Massolution, только в этом году этот финансовый инструмент сможет собрать около 2,8 миллиардов долларов. Для сравнения, сообщим, что в 2009 году инвесторы разместили всего 530 миллионов долларов, а в 2010 году совокупные инвестиции составили 1,5 миллиарда долларов.

В настоящее время в мире существуют около 450 площадок массовых инвестиций. Добавим, что в 2007 году их количество не превышало 100.

Ближайшим конкурентом Kickstarter является Indiegogo. В прошлом месяце ему удалось отхватить довольно большой кусок венчурного капитала.

Эффект краудфандинга более всего заметен в кинематографе. По словам основателя Kickstarter, Янси Стикера, более 10% фильмов, показанных в этом году на кинофестивалях в Сандэнсе и Каннах, были созданы благодаря массовым инвестициям.

Несомненно, этот инструмент становится все более значимым для сбора средств различными благотворительными организациями. Принятие ряда законодательных актов в США, регулирующих рынок краудфандинга, дает надежду на то, что уже в ближайшем будущем основной способ привлечения капитала может кардинально измениться.

Дункан Нидерауэр, руководитель NYSE Euronext, заявил, что краудфандинг уже в ближайшем будущем может стать основным способом финансирования малых предприятий.

Сегодня уже никто не называет краудфандинг кратковременным массовым увлечением. Мнение о недолговечности массовых инвестиций опровергнуто огромным количеством людей, которые высоко ценят свое личное участие в финансировании различных перспективных проектов. «Люди все чаще желают помочь человечеству развивать технологии», — утверждает один из первых инвесторов Kickstarter Катерина Фейк. До сих пор люди открывали свои кошельки по трем основным причинам: «забота о человеке или компании, желание получить продукт или почувствовать себя частью сообщества» — говорит основатель Indiegogo Вячеслав Рубин. Включение прибыли в список стимулов для инвестиций ко многому обязывает. Прежде всего, завоевать доверие посторонних людей не так просто. Еще сложнее заставить их вложить свои деньги.

Одним из способов достичь доверия незнакомцев является «социальная подтвержденность». Компании, которые смогли собрать 20-40% требуемых средств за счет друзей, семьи и знакомых, имеют большие шансы на то, что инвесторы вложат деньги в их проекты. Кроме того, в сборе денег может помочь хорошо снятое видео, говорит Рубин. Эффективность компаний, которые сопровождаются медиафайлами, в два раза выше тех, кто предпочел ограничиться текстовым посланием.

Кстати, практика показала, что для достижения успеха в кроуфандинге не обязательно наличие финансовой выгоды. Некоторые успешные проекты предлагают другие бонусы. Они могут варьироваться от «психологического вознаграждения» в виде упоминания в титрах фильма до более осязаемых льгот. Так, подписывая закон о краудфандинге, президент США Барак Обама отдельно отметил фирму Emmy’s Organics, которая соблазняла инвесторов печеньем собственного производства.

Хэл Вариан, главный экономист Google, утверждает, что массовые инвестиции незаменимы для отраслей, создающих интеллектуальную собственность. Краудфандинг может стать реальной альтернативой сегодняшнему режиму ограничения использования авторских прав. Создатель авторского контента фактически соглашается на его общественное использование в обмен на финансовую поддержку неограниченного числа людей. По словам Вариана, краудфандинг решает проблему бесплатных пользователей, которые были головной болью производителей онлайн-контента.  

Кстати, Гугл уже экспериментировал с краудфандингом. Для финансирования разработки новых шрифтов для сайтов поисковику удалось собрать 3000 тысячи долларов. По словам Вариана, массовые инвестиции являются великолепным инструментом для изучения потребительского спроса.

Вячеслав Рубин надеется, что на волне растущей популярности совместного финансирования проектов в краудфандинг придут и более крупные компании. Так, он считает, что американский автопроизводитель General Motors при помощи массовых инвестиций мог бы наладить финансирование разработки различных электронных опций для своих автомобилей, чтобы точно определить предпочтения потребителей и в результате увеличить продажи. По мнению Рубина, компаниям стоит позволить своим сотрудникам выдвигать идеи на рынок массовых инвестиций и поощрять их в случае выхода проектов в топ.

Для крупных компаний более важной задачей может стать не сбор средств, а получение информации о предпочтениях клиентов и, чего уж тут скрывать, отличная реклама. Для небольших фирм главным являются деньги. Представителям малого бизнеса сегодня крайне сложно получить банковский заем в 50-100 тысяч долларов, утверждает господин Нидерауэр. По его мнению, сегодня существует огромный дефицит финансирования деятельности фирм, чей годовой оборот не превышает 10 миллионов долларов. Большая часть таких предприятий занимается производством и реализацией потребительских товаров.

Но а что будет, если фирмы смогут обратиться с предложением инвестировать в них к неограниченному кругу лиц? Известный экономист Фред Уилсон, специализирующийся на венчурных инвестициях, подсчитал, что если американцы используют хотя бы 1% своих инвестиционных активов на цели краудфандинга, это может привести к увеличению капитала его участников на 300 миллиардов долларов.

Оцените статью
Sberex.ru
Добавить комментарий